5 трендов в дизайне света от FontanaArte

На что ориентироваться, освещая дом и офис, — итальянский бренд FontanaArte расставляет приоритеты.

Итальянская фабрика FontanaArte выпускает дизайнерские светильники с 1931 года, когда ее арт-директором стал знаменитый архитектор Джо Понти. В новейшей коллекции Lights to Live собраны работы профессионалов мирового уровня: Карима Рашида (Karim Rashid), Карло Коломбо (Carlo Colombo), Джулио Лачетти (Julio Lacchetti), студии Claesson Koivisto Rune и многих других.

В каком виде свет должен приходить в дома, офисы, отели и рестораны? Каждый из приглашенных фабрикой авторов дал свой ответ на этот вопрос. В результате коллекция Lights to Live демонстрирует нам пять трендов в модном светодизайне.

1 ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ и дизайн: работа и офис

В коллекцию Lights to Live вошли две настольные лампы: Kinx Карима Рашида и Volee Одо Фьораванти. Обе предельно минималистичны, но колоритны и, безусловно, станут украшением рабочего стола. И там, и там использованы диммируемые светодиоды и другие признаки высоких технологий.

Kinx, диз. К. Рашид

Kinx напоминает изогнутое в броске лассо, по краю петли горят светодиоды. Особенно хорош вариант в цвете пинк, но есть также черный и белый. Яркость света регулируется диммером, основание может служить подставкой для мелких предметов типа скрепок и имеет USB-порт для гаджетов.

Volee, диз. О. Фиораванти

Volee — это привет из XXI века в 1920-е, когда на фабриках и в конторах стали появляться светильники в индустриальном стиле. У них были не такие изящные контуры и рассеиватели имели совсем другую форму, но двухчастная регулируемая ножка с идущим вдоль нее шнуром — характерная деталь, дошедшая до наших дней .

Volee включается и выключается без кнопок, по мановению руки. Так же — простым взмахом  — можно регулировать яркость светодиода. Через восемь часов непрерывной работы специальный таймер выключит прибор: вдруг вы забыли, что рабочий день окончен? Кроме ярко-желтого доступны белый, графитовый и серебристо-серый варианты. Светильник можно крепить к стене.

2 СТЕКЛО возвращается

Очевидно, что этот некогда самый распространенный в дизайне света материал вновь актуален. Дизайнеры упражняются в работе с ним, вспоминают традиции, но смотрят вперед.

Bianca — семейство ламп с плафоном из дутого опалового стекла. Дизайнер Матти Кленель нашел очень пропорциональную эллипсовидную форму и придумал нежный декор: дорожки из вогнутых точек напоминают следы на снегу. Дань традиционным опаловым ретро-плафонам, но в совершенно иной интерпретации. Есть в потолочной, напольной и настольной версиях.

HollyG — настольная лампа с поворотным абажуром-шляпкой и основанием из выдутого вручную стекла. Работает на светодиодах. Старинные техники изготовления сочетаются со сложными техническими рассчетами. В результате свет, обычно рассеивающийся при использовании светодиодов в разные стороны, здесь концентрируется в пучок, пронизывающий корпус лампы. Эффект удивителен: она как будто светится изнутри. Источник не виден: кажется, свет возникает на рефлекторе из ниоткуда. Чтобы направить луч в необходимом направлении, достаточно повернуть абажур-рефлектор в нужную сторону.

Nebra, диз. С. Херкнер

Небесный диск, найденный близ немецого города Небра, стал археологической сенсацией. Эта находка, восходящая к бронзовому веку, вдохновила Себастьяна Херкнера на создание подвесных светильников Nebra.  Благодаря минимальным размерам светодиодов, корпус светильников из прессованного стекла удалось сделать максимально плоским. Эффектно смотрятся в группе. Есть прозрачные, табачные и зеленые варианты.

3 LED: меньше — значит лучше

Современные светильники отличают индустриальные материалы, минималистичные формы и энергоэффективность: везде используются светодиоды. Дизайнеры показывают чудеса технической мысли.

Alisei, диз. М. Нунциати

Светильники Alisei символизируют белые паруса регаты. Воплотить столь поэтический образ помогли светодиодные технологии. Именно они позволили внедрить источники света в тонкие поликарбонатные пластины. Кроме напольного и настольного варианта есть также и настенный. Чтобы светильник смотрелся совсем уж оригинально, в качестве опции предлагается установить по два «парусных» комплекта на основании, один над другим. 

IO, диз. Сlaesson Koivisto Rune
IO, диз. Сlaesson Koivisto Rune

Корпус светодиодного бра IO — согнутый дугой алюминиевый диск. Специальный механизм позволяет вращать светильник вверх-вниз и вокруг своей оси. Благодаря этому в помещении можно создавать самые разнообразные сценарии освещения. Можно направить поток света в стену и создать интимную атмосферу или, наоборот, подсветить, как прожектором, любой объект. Маленький IO легко ложится в руку и им очень удобно управлять. Он находится близко к стене и все же не примыкает к ней вплотную — как одноименный спутник Юпитера. Выпускается в четырех матовых расцветках: белой, графитовой, красной и синей. Внутренняя поверхность белая.

В выключенном состоянии Apex «растворяется» на плоскости, но после нажатия на выключатель не заметить его невозможно. Светодиодный объект можно фиксировать на стене, на потолке, вертикально, горизонтально, по диагонали. FontanaArte предлагает еще выстраивать несколько таких светильников в одну линию, пересекающую потолок. И обещают неповторимый эффект. Доступен в глянцево-черном, белом и ярко-синем исполнении.

Siptel, диз. Дж. Лачетти

Что отличает торшеры и настольные лампы Siptel от других новинок — это система магнитов. Благодаря магниту минималистичный источник света можно свободно и плавно передвигать вверх-вниз по рельсовому корпусу и фиксировать в нужном месте. Его внешний вид не портят никакие винты и фиксаторы, обычно используемые для этих целей. Магнит позволяет свободно вращать источник света вокруг своей оси, направляя световой поток в нужнуюю сторону. И даже шнур, идущий от источника, наматывается при необходимости на специальный держатель внизу и плотно прилегает к основанию светильника за счет магнитного притяжения.

Tail, диз. К. Коломбо
Tail, диз. К. Коломбо

Светильники Tail понятны, просты, элегантны. Подходят и для офиса, и для дома. Карло Коломбо спроектировал множество вариантов: с возможностью настенного, потолочного и напольного размещения, с двухчастным или трехчастным держателем, а в потолочной версии — и с несколькими плафонами. Отличительный признак всех — контрастный кончик противовеса: либо глянцево-красный, либо кислотно-желтый. Источник света — только LED-лампы.

4  РЕМЕЙКИ

Несколько классических моделей FontanaArte, спроектированные десятки лет назад, переизданы и переоснащены под светодиодные источники.

Parola, диз. Г. Ауленти, П. Кастильони

Классика жанра, светильники Parola, созданные мэтрессой итальянского дизайна Гае Ауленти и ее коллегой мэтром Пьеро Кастильони в 1980-м, предстали в актуализированной версии: на подвесах и со светодиодами вместо обычных ламп накаливания. Исходная модель имела жесткое напольное, настольное или настенное основание.

5 НОВЫЙ ЦВЕТ

Бестселлеры бренда, в числе которых Yumi, созданный архитектором Шигеру Баном в 2012-м, получили актуальные расцветки.

Получивший множество премий Yumi настолько опередил время, что и спустя четыре года после премьеры смотрится актуально. И побеждает в соревновании дизайнеров, стремящихся свести форму к возможному минимуму. Нынешняя версия представлена в алюминии (оригинал был из углеволокна). Расцветки тоже обновили: теперь Yumi доступен в белом и во флуоресцентно-красном вариантах.