Аня Марченко о Мартине Маржеле, о работе с Маржелой и его выставке

Аня Марченко о Мартине Маржеле, о работе с Маржелой и его выставке
Аня Марченко, дизайнер, сценограф, работала для Maison Martin Margiela с 2004 по 2008.

Герой-кутюрье 2018 года — Мартин Маржела. О работе с ним и над его ретроспективой в Пале Гальера — дизайнер Аня Марченко. Специально для ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Мир моды и поклонники бельгийского кутюрье отмечают двадцатилетие Maison Martin Margiela. Мартин Маржела последовательно придерживался анонимности, использовал белый цвет во множестве оттенков и первым начал проводить дефиле в странных местах: на автостоянках, складах, на станциях метро или заброшенных пустырях. В Пале Гальера прошла ретроспектива, на которой представлена вся история дома, начиная с коллекций весна-лето 1989 до весна-лето 2009: Oversized collection, Barbie Collection, Artisanal и Replica. Было собрано более 130 моделей, видеозаписи показов, архивные документы.

Ретроспектива Maison Martin Margiela в Пале Гальера. Фото MakingOf.

Сценографию важнейшей ретроспективы Маржела доверил Ане Марченко, сценографу, которая все последнее время его работы в Maison Martin Margiela занималась интерьерами:

«Подготовка выставки заняла два года, за это время сменилось несколько концепций показа. Когда историк моды Оливье Сайяр осознал объем того, что хотел показать Маржела, cтало понятно, что выставка должна стать настоящей ретроспективой, а сценография соответствовать стилю Мартина: особая одежда требовала особого пространства, и Мартин позвал меня. Основной образ сценографии — переходное состояние, присущее монтажу, стройке. Мы хотели использовать стены предыдущей выставки, но, как обычно, «стройку» и «разруху» пришлось возводить заново. В ретроспективе важно дать ощущение меняющегося времени. Формируя пространство, мы использовали те же принципы, на которых основана работа Маржелы с одеждой, — деконструкцию, демонстрацию изнанки, открытый монтаж, аккумуляции, воспроизведение.

В ТИШИНЕ Работа шла точно так, как в свое время в Maison Martin Margiela, — демократия, сочетание интенсивного труда с удивительным спокойствием. Никто не раздражен, все собраны и сосредоточенны. Представитель фирмы, которая поставляла нам манекены, был удивлен — день до открытия, а в залах вообще не чувствуется стресса. Мартин прекрасно умеет слушать и воспринимать мнения команды — если что-то высказывается аргументированно. Он никогда не отдаст эскиз в работу, не доработав его до конца. Сам многое умеет делать руками, его любимые инструменты просты — лист бумаги или фотокопия, черная или синяя ручка, карандаш, корректор или маркер. Мартин — блестящий рисовальщик. Мы работали с трехмерными моделями, и он пробовал цифровой рисунок, в том числе в последней «комнате фаната» на моих портретах с историей макияжа. Ему понравилась новая техника. Он не ограничивает себя привычным, а просто использует все, что есть под рукой. И постоянно учится чему-то новому.

Ретроспектива Maison Martin Margiela в Пале Гальера. Фото Coline Bublex.

ИЗ РУК В РУКИ Мартин никогда не подавляет — наоборот, он бесконечно терпелив и вежлив. И очень дидактичен — любит и умеет объяснить все до мельчайших подробностей. Может быстро научить что-то делать. Легко делится знанием и сам с удовольствием учится у других, уважает мастерство.

БЕЛОЕ ВРЕМЯ Художественная идея Мартина относительно использования пространств состояла в том, чтобы воссоздавать время и присутствие, которого не было. Он просил использовать самую простую мебель, самые простые материалы. Мы выбирали несколько оттенков простой белой краски. Цвет и фактура одежды хорошо звучала на этом монохромном фоне.

Ретроспектива Maison Martin Margiela в Пале Гальера. Фото Alain Bublex.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ Меня буквально выловили на улице как «дикую модель». Для Мартина искали женщин с необычными лицами. Как правило, все оказывались творческими людьми: архитекторы, режиссеры, художницы, актрисы. Интерьеры Дома поразили меня, это было что-то очень близкое к театру, и я с удовольствием вошла в состав дизайнерского бюро, где я делала бутики, временные инсталляции, а также выставки. Проектировала я и московский бутик в «Крокус-Сити», открытый в 2007 году. Я стала членом команды Maison Martin Margiela как раз в тот момент, когда он переезжал из старинного особняка на рю дю Фобур-Пуассоньер на рю Сан Мор. На опустевших стенах остались следы деятельности Дома. Стены и двери свидетельствовали о времени, которое больше не вернется. Я настояла на том, чтобы отснять опустевшие комнаты. На основе этой съемки потом были сделаны бумажные обои — trompe-l’oeil, которыми стали оклеивать стены практически во всех новых пространствах».