Архитектор Шарль Бертье: семейный дом, офис, музей...

Архитектор Шарль Бертье: семейный дом, офис, музей...

Одиль Бекаффико где работает, там и живет. Комплекс, совмещающий офис и семейный дом, создал для нее архитектор Шарль Бертье (Charles Berthier). Ну а искусством и дизайном его наполнила сама хозяйка.

История дома неразрывно связана с профессиональной деятельностью его владелицы. Четверть века назад Одиль Бекаффико создала консалтинговое и коммуникационное агентство Action D’éclat. Предприятие росло, и через некоторое время офис на последнем этаже особняка в 16-м округе Парижа стал для него тесен.

Комплекс объединяет пять сообщающихся между собой зданий. На фасаде неоновая инсталляция Guardian Angles Ф. Морелле, 2003, Catherine Issert Gallery.

Одиль занялась поиском нового места, ей приглянулся комплекс бывших сельскохозяйственных зданий на западе Парижа, построенный в 1873 году. Общая площадь — 2000 квадратных метров. Ее хватало не только для разросшегося агентства, но и для семейных апартаментов, где с комфортом разместилась бы семья с четырьми детьми.

На одном из каменных фасадов установлена скульптура Crush Car Дж. Чемберлена. Лестница-гармошка из сложенного листа стали ведет в детские апартаменты.

Каркас и кровля построек находились в неплохом состоянии, но на этом положительные моменты и заканчивались: внутри не было даже электричества и водопровода. Как говорит Одиль, «нам достался чистый холст, позволяющий разгуляться воображению». 

Парк. Скульптура Double Ligne Indéterminée Б. Вене, 2009

Семейная пара обратилась к архитектору Шарлю Бертье, поручив ему масштабную реконструкцию. Шарлю предстояло довести объект до должного уровня красоты и комфорта, организовать сообщение между зданиями, спланировать апартаменты, похожие на небольшие квартиры, для каждого из подросших детей. А также создать в одной из построек второй этаж на месте уничтоженного пожаром старого.

Полотно Grande Indienne, автор — Ж. Гаруста, 1997. Справа Toile Libre, К. Виайат, 1971. Диван и кофейный столик, диз. Б. Вене, Moussion Gallery. Слева кресла из карбона Bad Tempered Flesh Р. Арада, 2002. Подвесной светильник ZetteL’Z 5, диз. И. Маурер, 1997.

Решение Бертье по последнему пункту стоит признать блестящим: он придумал подобие башни из оксидированной (попросту говоря, ржавой) кортеновской стали — сильный акцент, который сразу притягивает взгляд и превращает симпатичный, но банальный объект в произведение современной архитектуры. 

Входной холл обшит деревом. На дубовых буазери ярким акцентом выделяется работа из серии Questions Ж. Фроманже, 1976. На антикварной консоли фарфоровая ваза Puppy Дж. Кунса, 1998.

Арт здесь не только в интерьере, но и снаружи. Собственно, обновленное здание с верхушкой в кортеновской стали — уже произведение искусства, напоминающее крупные ландшафтные скульптуры Ричарда Серра. А кроме того, хозяева поместили на фасадах скульптуру Crush Car из искореженного автомобиля Джона Чемберлена и неоновую инсталляцию Angles Gardiens Франсуа Морелле. Пионер кинетического искусства и оп-арта, Марелле признан во Франции одним из важнейших художников своего поколения. Он работал с неоном с 1963 года, но поначалу его произведения не пользовались спросом: ему пришлось ждать 20 лет, прежде чем удалось продать первое. Сегодня они в моде. В 2010 году Мoрелле исполнил работу по заказу Лувра: по-новому спроектировал окна в пространстве лестницы Лефуэля, впустив больше света. Он ушел из жизни в мае 2016 года в возрасте 90 лет.

Кабинет. Слева работа Sling Shot # 3 Р. Раушенберга, 1984. Женская фигура — скульптура в стиле гиперреализма American Beauty, Дж. де Андреа, 1973. Рядом две скульптуры Б. Паже, 1975.

Еще один интересный автор — 75-летний классик Бернар Вене. Он хорошо известен своими монументальными скульптурами из гнутых стальных балок — одну из них можно видеть в здешнем саду. Вене удивляет многогранностью: он поставил балет в парижской Опере, где выступил композитором, хореографом, дизайнером декораций и костюмов; выпустил два компакт-диска с собственной музыкой, снял фильм Rolled Steel XC-10, нарисовал винные этикетки, посотрудничал с Bugatti: расписал модель Grand Sport математическими формулами, применяемыми при расчете мощности двигателя. 

Сельский комплекс архитектор превратил во дворец. Из входного холла в хозяйские апартаменты поднимается парадная каменная лестница с ажурными ограждениями из кованого металла — кажется, она была здесь всегда, но на самом деле появилась недавно: раньше здесь зиял проем, а наверху был сеновал.

«Дворцовый» интерьер прорезают зигзаги работы 17 Droites pour une Spirale, которую выполнил Ф. Варини, 2008: с этого ракурса она выглядит непрерывной линией. Контрастом к классике выступают тдва стула «9,5°» датского дизайнера B°Fex.

Лестницу спроектировал Шарль Бертье. Как и многое другое: холл в дубовых буазери, арочные двери, черно-белый каменный пол, кухню «как в замке». На фоне этих «атрибутов классики» свежо, ярко выглядят современный арт и дизайн. Баланс нового и старого — то, чем, безусловно, интересен дом.

Ванная комната в кориане выполнена по проекту Ш. Бертье. На стене работа В. Вазарели, 1983

Не меньше, чем в искусстве, хозяева дома разбираются в дизайне. Выдержали высокий уровень в предметах обстановки, собрав классику ХХ века: вещи Чарльза и Рэй Имз, Вернера Пантона, Гаэтано Пеше, Марка Ньюсона, Рона Арада, Инго Маурера.  Экзотическими акцентами выступают конголезская скульптура, папуасские щиты, воинская амуниция из Амазонии. Профессионалы считают этнические элементы в интерьере опасной темой, требующей хирургической точности в размещении. Одиль и Эрику удалось соблюсти меру.

Одиль Бекаффико в своей гардеробной. Рядом «Язык» — кресло П. Полена для Artifort. На стене триптих Б. Масе, 2012.