Дом Карло Моллино в Турине

Дом Карло Моллино в Турине
Фульвио Феррари — бывший антикварный дилер, ныне владелец и хранитель музея Карло Моллино.

Фульвио Феррари посвятил жизнь одному из самых дорогостоящих сегодня дизайнеров мира. Его имя — Карло Моллино. 

По теме: Карло Моллино: дизайнер-сюрреалист и рекордсмен аукционов

В Турине, бывшей столице Савойского королевства, главном городе итальянского Пьемонта, на виа Джованни Франческо Напионе, в особняке XVIII века, располагается удивительный частный музей. Он посвящен архитектору Карло Моллино (1905–1973) и существует стараниями одного человека. Фульвио Феррари не родственник Моллино, а исследователь его творчества, его куратор и хранитель.

Гостиная. На стене увеличенная фотография немецкой гравюры XVIII в. Столик по дизайну В. Маджистретти, Gavina. У камина, выполненного по эскизам К. Моллино, кресла из его фамильной виллы.

Бывший антикварный дилер, Фульвио называет себя изобретателем концепции современного антиквариата. Во всяком случае, он одним из первых начал продвигать XX век. В 1984 году выставил на аукцион свою коллекцию итальянского пластика: впервые в истории кресла из полиэстера рассматривались с таким же пиететом, как бержеры Людовика XV. А уже в следующем году Фульвио открыл для себя Моллино и вскоре организовал первую выставку мало известного тогда автора.

В столовой: вокруг стола, диз. К. Моллино, стулья Tulip, диз. Э. Сааринен. Наверху японский фонарь, слева торшер Дж. Фраттини.

Потом приобрел его апартаменты, где сохранилось многое из оригинальной обстановки. «Моллино никогда не рассказывал о своем пристанище, не приглашал друзей и даже не ночевал здесь (у его обеспеченной семьи было три дома в Турине). Тем не менее оно идентифицирует его личность, как отпечатки пальцев. Ключ к тайне мы нашли в его фотоальбоме: на фронтисписе красовалось изображение египетской царицы Тейе, не имевшее ничего общего с содержанием книги. Почему Моллино поместил его сюда? Потому что рассматривал дом как метафорическую погребальную пирамиду, где он собрал все, что любил и хотел бы взять с собой после жизни».

Вид из гостиной в столовую. Шезлонг LC4 в шкуре пони, диз. Ле Корбюзье, П. Жаннере и Ш. Перриан. Сегодня модель выпускает Cassina.

Что составляло материальный мир Моллино? Шкуры зебры и бархат, мерцающие зеркала, бесчисленные книги, японские раздвижные двери, дизайн Ле Корбюзье, сотни бабочек, оберегаемых стеклом. Да и сам дом с балконом, нависающим над рекой По, под которым бродят в воде грациозные цапли, а вдали открывается вид на пышные холмы.

Гостиная отделена от холла раздвижными перегородками по образцу японских. Трехногий стул, диз. К. Моллино (1959), с анатомическим сиденьем. Обнаженные дамы охотно позировали на нем.

После смерти владельца на виа Напионе был найден клад: две тысячи фотоизображений обнаженных светских дам и проституток, потрясающе стильные фото, вдохновившие впоследствии Хельмута Ньютона и Юргена Теллера. «Женщины были невероятно важны в жизни Моллино (хотя он ни разу не был женат). Если вы посмотрите на его архитектуру и мебель — они очень женственные». Опубликованные фото вызвали возмущение у коллег Моллино по Туринскому политеху: «Университет всегда был под сильным католическим влиянием. Профессора замалчивали значение Моллино, называли его эксцентриком».

Холл. Пол выложен сине-белой орнаментальной плиткой. Стул дизайна К. Моллино.

Между тем Фульвио Феррари, который опубликовал о Моллино 12 книг (некоторые — вместе с сыном Наполеоне), ответственно заявляет: «Он не был ни безумцем, ни чудаком, он был визионером, чьи произведения — рефлексия всего, во что он верил. Этот дом великолепен, потому что он — плод великой личности. Посвященный идее бессмертия». 

Итальянский архитектор Карло Моллино.

 

За всю жизнь Моллино создал бесчисленное количество архитектурных проектов, но реализовал чуть больше десятка. Первый — штаб-квартира туринского конноспортивного общества (1935–1939), последний — реконструкция оперного театра Regio (1967–1973). В остальном же — альпийские виллы и горнолыжные станции в окрестностях Турина. Отец Моллино был известным туринским архитектором и оставил сыну достаточно средств. Материальная независимость повлияла на свободу в творчестве: в своих проектах Карло Моллино не шел на компромиссы и следовал лишь собственным фантазиям.

Спальня, она же «комната бабочек». Над кроватью-ладьей с египетскими мотивами два экземпляра насекомых под стеклом — всего в коллекции Моллино их несколько сотен. Здесь же одна из его фотографий.

Моллино был автором множества технических патентов, а также философских статей, театральных и кинорецензий. Издавал книги о кино, художественные романы. Разрабатывал дизайн аэропланов, был летчиком-любителем. Увлекался горными лыжами и написал учебник, по которому туринские инструкторы до сих пор обучают новичков. Cтрастный автогонщик, в 1954 году Моллино сконструировал ярко-красный болид Bisiluro и принял на нем участие в 24-часовой гонке Le Mans.
К сожалению, сошел с дистанции.

Ванная отделана плиткой Matteo d’Agostino.

 Стиль Моллино-дизайнера окрестили аэродинамическим сюрреализмом (сегодня, правда, чаще используют эпитет «органический»). Ничто из предметов не запускалось в серию, все делалось для конкретных проектов. Сохранилось не так много этих работ, и цены на них растут.

Модель одного из гоночных автомобилей, сконструированных К. Моллино. Длина оригинала 5,5 м. На ней он надеялся побить итальянский рекорд скорости.

В 2005 году стол для дома Оренго ушел на Christie's за 3,8 млн — это рекорд в мебели ХХ века. Усовершенствованные ремейки письменных столов Cavour и Reale сегодня выпускает Zanotta.