Роже Талон: дизайн в движении

Роже Талон: дизайн в движении

Двухэтажные экспрессы TGV, фуникулеры Куршевеля, салоны Air France, горнолыжные ботинки Salomon... Их автор — Роже Таллон (1929-2011). Пионер промышленного дизайна, одна из тех легендарных личностей своей эпохи, которые творят историю. Несомненно одаренный, талантливый и выдающийся в совершенно разных направлениях дизайнер Роже Таллон (Roger Tallon) внес неоценимый вклад в формирование своей профессии.

Табурет Cryptogamme, 1969


За свою жизнь Таллон создал огромное количество вещей: холодильники, стиральные машины, зубные щетки, фуникулеры, кухонный комбайн, кинокамеру, портативный телевизор, слайд-проектор Kodak...  Таллон развивал теорию индустриального дизайна, был исполнительным директором группы Technès, которую основал Жак Вьено. Поступив в 1957 году в «Школу Прикладных Искусств» в Париже (École des Arts Appliqués ), Роже позже открыл в ней первый в стране курс промдизайна. В 1963 году он создал отделение дизайна в Высшей национальной школе декоративных искусств (Design Department of the École nationale supérieure des arts décoratifs in Paris). Дисциплина приобрела известность для всего культурного мира. Таллон привлек в профессию выдающиxся людей своей эпохи: ученых, художников, кутюрье.

Стул-портрет Сезара для аэрпорта Орли, 1967. Из архивов Роже Таллона.

Он вдохновлен был произведениями Армана, Сезара, скульптурными формами Бранкузи и цветовой экспрессией Ива Кляйна. Как гениальный изобретатель Таллон не видел границ, был любопытен и смело экспериментировал, компилируя знания из разных областей. То, что сегодня названо междисциплинарным подходом и ставится во главу угла при создании мебельного люкса, Таллон практиковал еще в середине прошлого века.

Например, свои знания в авиационной промышленности и материалах для нее он использовал в дизайне часов, совершив, в буквальном смысле, переворот в часовой индустрии. Роже изменил саму идею наручных часов: из категории предметов роскоши они перешли в категорию повседневных вещей, стали частью моды и массового производства.

Кинокамера Duplex 9,5мм. Pathé, 1954. Стулья Module 400. Galerie Lacloche, 1966.

Таллон всегда считал, что для транспорта пришла пора сменить парадигму: именно благодаря его проектам в поездах появились кондиционеры, раздвижные двери из дымчатого стекла, мягкое освещение, небольшие шторы, откидные кресла со столиками как в самолетах и пр. Это был «человек, который cкругляет углы», как и многие художники 1960-х, в частности Джо Коломбо, Роже Таллон следовал времени. Если сравнивать его с современниками, то он более всего похож на Филиппа Старка по силе творческого диапазона.

Поезда Corail 2-й класс, 1976.

В 1973 году Роже Таллон основал свое собственное агентство и полностью занялся проектированием транспортных средств: мотоциклов, трамваев, автомобилей и поездов, в том числе Eurostar и революционного Corail — экспресса 1974 года с антропоморфными креслами из формованного пенопласта, вдохновленными американскими автомобилями. За 10 лет он стал автором более 200 разработок, патентов и проектов в сфере транспортного дизайна. А начатое в 1974 году сотрудничество с SNCF (Французские железные дороги) закончилось только в 2000-х. «Разработчики — всегда мазохисты. Они тратят свое время, пытаясь переубедить людей, которые не разделяют их культуру.»