Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek): герой голландского дизайна

Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek): герой голландского дизайна

Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek) — один из самых интересных голландских дизайнеров и настоящий герой Эйндховена. Похож на здоровенного лохматого плотника, который любит орудовать пилой и рубанком. При этом он удачно находит нестандартные формы продвижения собственных идей. Сейчас его владения — это студия, мастерские, склады, магазин, где продается масса интересных дизайнерских предметов, арт-гарелея, которая задает тон местной художественной жизни, и просторный ресторан, в котором ужинают все счастливые гости Эйндховена.

Комод из переработанной древесины, колл. Waste, диз. П. Хайн Эйк.

Что в арсенале преуспевающего профи? Во-первых, Пит Хайн Эйк производит мебель небольшими сериями, и она пользуется спросом. В основном, главный его материал — это пэчворк из старых деревяшек,  из которых он делает все, что угодно: шкафы, столы, лавки, стулья. Каждый год к базовой коллекции прибавляется один-два хорошо продуманных предмета. Во-вторых, Пит Хайн Эйк всегда открыт заказам, к нему обращаются с самыми разными предложениями, просят придумать все, что угодно, — от предметов мебели до корпоративного стиля. В-третьих, компания выпускает лимитированные серии и уникаты — все они делаются из вторсырья, в этом соль фирменного стиля Пита Хайн Эйка.

Голландский дизайн пошел в гору с 1980-х годов. На сегодняшний день стал узнаваемым, самобытным и коммерчески успешным. Бренд «голландский дизайн» знают во всем мире. Все больше интересных имен появляется на международной сцене, особенно в области промдизайна. Мотором развития выступила неделя голландского дизайна, ежегодно проходящая в Эйндховене. Ну и, конечно, подъему национальной школы способствует отличное учебное заведение: настоящая кузница талантов, Эйндховенская Академия дизайна. А Пит Хайн Эйк, выпускник Академии, преуспевающий и экспериментирующий, —  образец для подражания.

Ваз, колл. Metal Sandwich, диз. П. Хайн Эйк, 2016. Латунь, медь, сталь.

Когда Питу было 14 лет, он хотел быть архитектором. Но один из наших друзей, архитектор, сказала, что у промдизайнера гораздо шире поле деятельности. Пит Хайн Эйк поверил и стал дизайнером, и все вышло наилучшим образом. В одном Пит был уверен с самого начала, он хотел работать не только интеллектуально, но и физически. Кроме того, команда Пита все-таки отчасти и архитектурная: они перестраивают старые здания и даже возводят новые.

Шкаф, колл. Beam, диз. П. Хайн Эйк. 2016. Изделие напоминает груду деревянных балок, сваленных на латунную подставку.

Пита Хайн Эйка вдохновляют материалы, техники и ремесла. Фантазию будят простые вещи, которые всегда под рукой. Перестраивать ему нравится больше, чем строить. Но если  приходит предложение что-то возвести, Пит исследует место как настоящий Пинкертон. «Смотрим, что вокруг. Стараемся сохранить, все, что есть, и решить задачу максимально интеллектуально и прагматично. Нам совсем не хочется делать новые вещи, лучше спасать и приспосабливать старые. Таким образом, мы кардинально отличаемся от большинства дизайнеров». Так что долговечное развитие — суть подхода Пита Хайн Эйка, отправная точка для любого его проекта. «Помимо эффективности есть еще одно забавное преимущество такой работы. Большинство техники и оборудования не используется на 100%, поэтому очень легко создать новый дизайн  на существующих материалах, техниках и знаниях. Их нужно только слегка переформатировать». 

Когда Пит учился в Академии, он писал диплом и ужасно мучился, потому что текст надо было напечатать на машинке, а ошибки замазывать корректором. «Для  меня это был ад. Я написал себе наставление: Если ты хочешь сделать что-то хорошо, надо быть там, где чувствуешь себя как рыба в воде. Когда мы открыли нашу первую отремонтированную нами мастерскую в 1998 году,  я понял, что все получилось, мы с командой получили аквариум, в котором ощущали себя комфортно и были счастливы. Хорошее рабочее пространство — отличная почва для роста. Мастерскую мы сдали в 2010 году, а сами перебрались на новое место. Тут мы тоже все переделали, и это было второе наше достижение».

«Благодаря нашей галерее у нас есть возможность сотрудничать с художниками. Одним из самых интересных проектов была выставка Борре и Флорис Вуббе. Мы много работали с известным голландским художником и мастером по стеклу Марком Мулдером, был отличный проект брюссельского художника Роберто Поло. Серия бюстов, сделанных из мусора конкретных людей. Пит Хайн Эйк называл их автопортретами, потому что у каждой персоны свой мусор и очень интересно его рассматривать.

Мусорные корзины, колл. Trash Can, из переработанной древесины, диз. П. Хайн Эйк.

«Кто много знает больше молчит, чем разговаривает, — считает Пит Хайн Эйк. — Я понял это, когда однажды мы с женой оказались в гостях у голландского дизайнера, визионера и коллекционера Мартина Виссера. Говорил только я, он предпочитал слушать. Теперь, когда я говорю слишком много, моя жена всегда напоминает мне тот день…»

Керамический журнальный столик колл. Waste Waste, диз. П. Хайн Эйк, 2016.

В будущее Пит Хайн Эйк смотрит спокойно: «Я не вижу никаких особых бед и трудностей, связанных с развитием современного дизайна, кроме постоянных изменений ситуации, что в общем нормально. Более того, именно в этих изменениях, как показывает опыт, кроются возможности для творческих людей. Есть люди, которые проворачивают рутину, и это очень важное дело. Творческие люди видят возможности. Мы должны усилить наш мандат и попытаться быть более влиятельными», — говорит дизайнер.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой компании