Долгожитель Уэнделл Касл (Wendell Castle)

Долгожитель Уэнделл Касл (Wendell Castle)

Дизайнер Уэнделл Касл (Wendell Castle) бьет рекорды по популярности у американских коллекционеров. И, как всякий счастливый человек, делает то, что любит. Родился в Канзасе 6 ноября 1932 года. Окончил Канзасский университет. В 1960-х преподавал скульптуру в Технологическом институте Рочестера. Лауреат множества американских премий. Среди самых известных работ Crescent Rocker Chair (1975), Black Widow (2007), Concrete Chairs (2010). Работы находятся в коллекциях всех крупных музеев США. Его называют дедом «арт-мебели». Именно ему первому в США пришло в голову считать стулья и столы скульптурой, выставлять и продавать их как произведения искусства. Ему за 80, но это ничего не значит. Дизайнер полон сил, внешне не меняется последние лет двадцать.

Он давно устроился в Скоттсвилле на окраине Рочестера (штат Нью-Йорк), а его предметы гастролируют по всем крупным выставкам коллекционного дизайна от Майами до Базеля, от Нью-Йорка до Токио. Около полувека он не только проектирует, но и наблюдает жизнь индустрии, изменение вкусов. «Моими клиентами были люди, находящиеся в поисках своего индивидуального стиля, образованные и любопытные».

Фактически его карьера началась в 1964 году, когда Касла пригласили участвовать в Миланской триеннале дизайна. Он привез в Италию Music Rack — красивейший деревянный пюпитр для нот. Получив прекрасные отзывы в прессе и известность среди заинтересованной публики, Касл выпустил серию — 12 экземпляров. «Music Rack отлично продались по 300 долл., — вспоминает он. — Теперь два пюпитра находятся в музейных коллекциях, а еще один недавно был перепродан на аукционе за 250 тыс. долл.». Через год, в 1965-м, состоялась его первая персональная выставка в Нью-Йорке. В конце 1960- х Касл начал было делать предметы из пластика, но они не имели успеха. А в 1980-м открыл в Рочестере собственную школу. «Не считаю свое творчество частью американской традиции, ни дизайнерской, ни ремесленной. Я делаю скульптуры, на которых можно сидеть». Действительно, вещи Касла запоминаются с первого взгляда, у них выверенная форма и всегда идеальное исполнение. 

Касл много занимался деревянной мебелью. «Обычно дизайнеры берутся что-то делать из дерева, если им нравится текстура материала, я же всегда думал о том, насколько дерево может передать нужную мне форму». Его кресла-скульптуры продают две галереи: Friedman Benda и R 20th Century — солидные игроки на рынке. «В 80–90-х я действовал так: отдавал предмет на продажу, но не позволял ему слишком долго находиться в галерее, если он «зависал», забирал и потом, спустя некоторое время, выставлял вдвое дороже». В 1969 году в галерее Ли Норднесса прошла выставка Касла «Формы скульптурной мебели»: восемь веселых пластиковых объектов с именами поп- и телезвезд — «Рашель», «Пинки», «Осборн» и так далее. Спустя полвека некоторые из них были перевыпущены в модных кислотных цветах и уже обошли мировую прессу.

В 2016 году в нью-йоркском Музее искусств и дизайна открылась выставка Wendell Castle Remastered, представляющая творения известного американского дизайнера Уэнделла Касла. Эта экспозиция – своеобразная временная шкала, ориентированная на работы талантливого разработчика мебели. Эстимейты на произведения Касла достигают десятков тысяч долларов. Так что жить долго профессионалу в США и выгодно, и приятно. 

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами галерей