Стальная дева Мария Пергей

Стальная дева Мария Пергей

Maria Pergay — Мария Александровна Кашницкая ( р.1930) — русская по происхождению звезда французской послевоенной индустрии. Сегодня она не только живая легенда послевоенного дизайна, но и активно практикующий профи. 

Семья Марии эмигрировала из Молдавии в конце 1930-х годов. Отец попал в сталинские лагеря, а они с мамой бежали во Францию. После войны Пергей изучала дизайн, сценографию, а в мастерской прославленного скульптора Осипа Цадкина создавала скульптуры из стекла. В 1960-х открыла на площади Вогезов в центре Парижа свой магазин, где выставляла миниатюрные объекты из серебра. В 1970-х именно Мария Пергей убедила сталепроизводящие компании в том, что нужно попробовать делать авторскую мебель. Одну из ее коллекций целиком купил Пьер Карден. Среди клиентов Пергей — король Саудовской Аравии и русские олигархи: с конца 1980-х она получает заказы от наших соотечественников и не раз бывала в Москве.

Стул Ring, 1968.
Мария Пергей, диван Turtle, сделанный по заказу Пьера Кардена, 1977.

Она любит говорить по-русски. С легким южным акцентом и старомодным синтаксисом. Несмотря на то, что  Пергей восемьдесят шесть, она энергична, элегантна и остра на язык. Ее слава в зените: несколько лет назад она стала кавалером ордена Искусств и Литературы, выпущенный каталог-резоне ее произведений раскупают по всему миру, цены на аукционах подбираются к полумиллиону. Персональная выставка в отеле Duroc на площади Вогезов в Париже, которой в 2012 году галери Demisch Danant и JGM отметили 55-летие творческой деятельности мадам Пергей, — стала настоящей сенсацией. Мадам каждый день присутствовала на выставке лично, увлеченно показывая гостям «Марию Антуанетту» — стол со столешницей из старинного дуба, поваленного ураганом 1999 года в Версальском парке, и совсем новые объекты.

Кофейный стол Marie Antoinette. 2012.
Экспозиция в отеле Duroc на площади Вогезов. 2012.
Broken Cube. 2010. 8 экз. Demisch Danant.
Парные бра Totem. Ориентировочная цена 58 000 долларов.

В ее стиле сочетаются чувствительность к моде (отсюда все ее ремни, банты, булавки), брутальность, а также темперамент большого скульптора. Она, не моргнув глазом, сочетает сталь с самыми неожиданными материалами — плексигласом, красным деревом, черепаховым панцирем. Солидный возраст дает ей право сочинять предметы без оглядки на бонтон, поэтому в интерьерных предметах она использует любые понравившиеся мотивы, без труда переходит от гигантских английских булавок к листве и сухим букетам. Привлекательность ее стиля для люкса оценила компания Fendi, совместо с которой Мария Пергей выступила на ярмарке Design Miami в 2013 году, показав фантазийную малотиражную коллекцию Metamorphosis.

Сильвия Вентурини Фенди и Мария Пергей в креслах Metamorphosis, Fendi. 2013.
Экспозиция Марии Пергей для Fendi на выставке Design Miami в 2013.

Сегодня вещи прошлых лет то и дело всплывают на аукционах с эстимейтами по несколько сот евро. Галеристка, американка Сьюзен Демиш делает все, что в ее силах, чтобы слава Пергей укреплялась, а цены на работы стальной девы неуклонно росли. Именно Сьюзен Демиш на самых престижных ярмарках, вроде Design Miami целые стенды посвящает Пергей, а в 2006 году издала книгу «Мария Пергей. Между идеями и дизайном», которая стала наиболее полным описанием ее жизни и творчества. Сама Пергей еще хотела бы выпустить книгу воспоминаний, но начало пути выдалось трудным, вспоминать его нелегко даже сейчас, когда профессиональная карьера сложилась самым блестящим образом.