Фрисо Крамер: бунт и трезвость в голландском дизайне

Голландский промдизайнер Фрисо Крамер (13.08. 1922 – 14.02 2019) относится к плеяде таких гениев как Геррит Ритвельд или Х.П. Берлаге. Блестяще образованный и интеллигентный мастер он оставался всю свою жизнь трезвым модернистом, для которого социальная сторона профессии была важнее всего.

Стул Revolt Крамера, созданный в 1953 году, — икона голландского дизайна. Легкий, тонкий, доступный по цене и долговечный Revolt быстро составил конкуренцию и стульям-муравьям Арне Якобсена, и вечным венским стульям Thonet. Его рама изготовлена ​​из гнутой листовой стали, спинка и сиденье — из пластика, гибкого, но прочного.

Revolt, диз. Фрисо Крамер, 1953.

Но самое главное качество стула с громким именем «Бунт» — это вневременной дизайн. Или, как выразился писатель Ян Волкерс, который создал несколько романов, сидя на произведении Фрисо Крамера: «Это присутствующий, и в то же время почти невидимый дизайн».

Revolt, диз. Фрисо Крамер, 1953.

Самоочевидность относится практически ко всем вещам Фрисо Крамера. Его офисная мебель, зеленый пластиковый почтовый ящик, фонарные столбы — функциональны и являются примерами самого ненавязчивого дизайна.

Стул Revolt и стол, диз. Вим Ритвельд и Фрисо Крамер, Ahrend De Cirkel, 1960-1969.

«Люди должны забыть, на каких стульях они сидят, и просто быть счастливыми», — часто повторял Крамер. Директор Ahrend, фабрики по производству офисной мебели, однажды похвалил Крамера как дизайнера, похожего на Мондриана, который всегда возвращался к минимальному: «он предпочел бы проектировать воздух».

Стол архитектора, диз. Вим Ритвельд и Фрисо Крамер, Ahrend De Cirkel, 1960-1969.

Фрисо Крамер был сыном Пита Крамера, архитектора Амстердамской школы, известного своим жилым комплексом De Dageraad и множеством мостов в столице. Он учился на архитектора интерьера в Школе искусств и ремесел в Амстердаме (Instituut voor Kunstnijverheidsonderwijs ), где преподавал Март Стам.

Стул Result, Ahrend De Cirkel, 1960.

В 1950-х Крамер был частью организации Goed Wonen: фонда по восстановлению разрушенного войной имущества. Его цель состояла в том, чтобы уменьшить «отсутствия стиля, нехватку материалов и жилья». Члены Goed Wonen читали лекции, делали выставки и выпускали журнал, в котором предлагались советы и статьи о современной жизни и современном стиле. Фонд стал влиятельным, благодаря свежему междисциплинарному сотрудничеству между дизайнерами, архитекторами, производителями, продавцами и клиентами.

Кресло, диз. Фрисо Крамер, Ahrend De Cirkel, 1959.

В течение 1950-х Крамер преподавал в Гаагской академии изобразительных искусств. Его курсы проходили в пятницу вечером и в течение дня в субботу, тем не менее привлекая более широкий круг людей, чем традиционная школа. Он также начал проектировать массовые товары, такие как масляный радиатор Davoronde 1958 года для компании Davo.

Почтовый ящик, диз. Фрисо Крамер, PTT. 1970.

Свое дизайн-агентство Total Design Крамер основал вместе с Вимом Кроувелем, Бенно Виссингом, Полом и Диком Шварцем в 1963 году. Группа имела большой успех, благодаря «разработке и реализации идей дизайна во всех областях, чтобы там, где это возможно, достичь единства идей или «тотального дизайна».

Cтол из серии MEHES, диз. Фрисо Крамер, Ahrend.

С 1971 по 1983 год Крамер был директором конструкторского бюро Ahrend. В то время он спроектировал популярную серию офисной мебели MEHES (1972). Название — это  аббревиатура тех потребностей, которые он обозначил как приоритетные в офисе: мобильность, эффективность, гуманность, средовой подход и стандартизация. 

Уличный фонарь Friso Kramer LED, диз. Фрисо Крамер, Lightwell.

Фрисо Крамер работал до самой смерти. В его случае это часто означало модернизацию своих ранних произведений. Он улучшил свой Friso Kramer I, уличный фонарь 1960 года, который был создан для Гааги, а теперь украшает улицы городов по всему миру, спроектировав Friso Kramer LED для Lightwell. Он даже дважды адаптировал «музейный» Revolt к новым требованиям. В 1992 году сделал стул на два сантиметра выше. «Это для всех более высоких людей наших дней».

Стол, диз. Фрисо Крамер и Коен де Врис, EEKA. 1960.

 Фрисо Крамер выполнял множество административных обязанностей. Он был членом Совета Академии Ритвельда и Boosting (Голландский фонд промышленного строительства), членом Amsterdamse Kunstraad (Амстердамский художественный совет), Raad voor Industriële Vormgeving (Голландский совет по промышленному дизайну) и Международного консорциума дизайна. Трудился приглашенным лектором в Королевской академии изящных искусств в Гааге и был членом жюри многих международных премий.