Карим Рашид (Karim Rashid): будущее сегодня

Карим Рашид (Karim Rashid): будущее сегодня

Дизайнер Карим Рашид поставляет на рынок все самое красочное, инфантильное и подростковое. Cам о себе заявляет, что спроектировал уже более 3000 предметов, получил более 300 международных дизайнерских премий и в 40 странах его почитают как легенду дизайна. То он оформляет секс-шоп в Мюнхене, то придумывает офисную мебель Streem Collection для турецкой компании Tuna Ofis, то рисует дизайн бутылки для пепси-колы PepsiPrestige для американской компании Pepsico, USA. Его бизнес-концепция — погоня за будущим.

Отель nhow Berlin сети NH Collection в Берлине. 2010. Отель предоставляет две профессиональные звукозаписывающие студии. В отеле 304 номеров, оформленных Каримом Рашидом. Облик здания разработан архитектором Сергеем Чобаном.

«Мечтаю, чтобы люди освободились от ностальгии, устаревших традиций, заскорузлых привычек и бессмыслицы». Шутка про то, что его наручные часы показывают время на десять лет вперед, — чистая правда. Еще ряд анекдотов связан с гардеробом дизайнера: пятнадцать лет назад он отнес в благотворительную организацию Salvation Army свои черные костюмы от Dries van Noten, Yohji Yamamoto, Comme des Garcons. И теперь у него только белые и розовые одежды: 30 пар белых джинсов, белые свитера, футболки и носки. В общем, этот человек занят собой и своим образом. Высветленная гамма стала его твердым предпочтением: белый, салатовый, желтый и, конечно, особый розовый  — искусственный и приторный, как дешевый леденец. Еще недавно Рашид декларировал, что розовый — это новый черный. Он изо всех сил убеждал мужчин-гетеросексуалов в том, что «пинк» незаменим для настоящего мужского интерьера.

Туфли Karim, Melissa.

Рашид не только проектирует вещи и интерьеры, он все время что-то постулирует и пропагандирует. Пять лет назад был увлечен инфотейнментом (от англ. to informe и to еntertain), твердил об обучающе-развлекательной функции дизайна. В 2007-м рассуждал про yestermorrow — то, что мы по-русски называем ретрофутуризмом. Его собственная квартира в нью-йоркском Челси — образец каримовского вкуса: надувная мебель в стиле 60-х выглядит бодро и футуристично, нисколько не напоминая пыльный винтаж. 

В 2016 году в Милане во время выставки EuroСucina немецкая компания Rational представила новую модель Floo. Результатом двухлетней работы Карима Рашида с инженерами Rational стала ослепительно-белая минималистичная кухня, одна из самых ярких авторских новинок года.

Карьера Карима Рашида пошла вверх в 1993 году. До этого он успел поучиться и поработать в Милане, а потом шесть лет мучился в канадском дизайн-бюро в Торонто, проектируя все что ни попадя, от лазерных приборов до почтовых ящиков. Там он набил руку, но страдал от тупого подхода и отсутствия красоты. В конце концов сбежал в Нью-Йорк. Предлагал свои услуги ста компаниям, и только от одной получил заказ делать предметы для сервировки стола: фирма Nambe из Санта-Фе не прогадала. Вазы, солонки, вилки и ножи так понравились покупателям, что Nambe торговала на три миллиона долларов в год, а вещи скоро попали в коллекцию местного музея. У дизайнера Карима Рашида есть старший брат — известный архитектор Хани Рашид. Оба брата учились в Европе и Нью-Йорке и выбрали похожие творческие профессии под влиянием отца — художника-абстракциониста с французским образованием, который переехал в Париж из родного Каира (Египет) в 1950-е, позже семья эмигрировала в Англию, затем в Канаду.

Система сидений Matrix, Meritalia. 2009.

Рашид — изобретатель собственных солярных знаков: перекрещенные пилюли в разных конфигурациях появляются у него каждый раз, когда нужен орнамент или просто декор. Всю жизнь он решает одну и ту же задачу: формы должны быть передовыми и как бы созданными интеллектом, не затронутым никакой культурой, при этом личный почерк автора должен опознаваться с первого взгляда.  

Скамья Bench, Durat. 20 экз. 2009.

Рашид умеет обгонять индустрию не только в образах, но и в стратегии. Одно из его увлечений — проектирование для инвалидов и людей пожилого возраста. И он прав: население Европы стремительно стареет, Америка ее догоняет. «Мы же понимаем, это дело хорошее, —  говорит Рашид. — К середине 2010-х  в США будет 60 миллионов пенсионеров!»  И Рашид прав, люди пожилого возраста становятся основной потребительской  группы не только в Америке, но и по всему миру.

 Работал в 35 странах, 
в том числе в России (см. корнер Bosco 3.14 в универмаге «Весна» на Новом Арбате в Москве). Сотрудничает с Magis, Meritalia, Artemide, Umbra, Gorenje, Audi, Deutsche Bank и др. 

«Сумка»-холодильник для шампанского с подсветкой Globalight, Veuve Clicquot. 2008.
Блюдо Morphic Chip Dip, Nambe. 2009.
Диван Isola Lounge, Nienkamper. 2009.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами компаний