Влиятельный сэнсей Наото Фукасава

Влиятельный сэнсей Наото Фукасава

Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) заработал себе реноме проектировщика, вдохновляющего компании, производящие гаджеты, бытовые приборы и светильники. Cегодня Фукасаве 61. Он оказал сильнейшее влияние на бренды, которые считаются голубыми фишками на рынке техники.

NAOTO FUKASAWA

Родился в 1956 г. на острове Хонсю. Изучал искусство и 3D-дизайн в Tama Art University. Работал дизайнером в компании Seiko-Epson до 1988 г., потом в Сан- Франциско в компании ID-two в IDEO. В 2003-м открыл бюро Naoto Fukasawa Design. С 2001 г. — консультант компании MUJI. В 2003-м основал бренд plusminuszero (±0). Среди его заказчиков — B&B Italia, Driade, Magis, Artemide, Danese and Boffi, Matsushita Electric Works.

Наото Фукасава подарил современному дизайну культуру супераскетичного быта. Все, кто любит японскую сеть MUJI, отлично знают его стиль. А настоящие поклонники, спустя годы, с удовольствием вспоминают бесподобный СD-проигрыватель в форме винтажного вентилятора.

Коллекция Yukar, Conde House. Диз. Наото Фукасава.

Вещам следует быть простыми. Они не должны пугать людей чрезмерной сложностью, плохо, если стул или диван оскорбляют вас путаностью функций или заносчивой формой. Неслучайно Фукасава все время размышляет о том, как «убрать себя» из проекта. В своей книге «Контур дизайна» (Outline of Design) он напоминает, что предмет в любом случае несет отпечаток рефлексии дизайнера, ведь он принимает решения и делает выбор. Всякое же дополнительное выражение индивидуальности автора излишне, ведет к манерности и искаженному пониманию того, что хорошо и что плохо в дизайне.

Кровать, колл. Papilio, B&B Italia. Стальные профили, обивка: кожа или ткань.

Именно Наото Фукасаве удалось внедрить в головы маркетологов и продюсеров методику «тактильного брендирования» (haptic branding) — смысл этого подхода в том, что визуальное восприятие предмета — лишь часть нашей перцепции. Пользуясь предметом изо дня в день, мы привыкаем к его форме, весу, фактуре, пальцы помнят изгибы пультов и мышек, кофейников и чашек, мы не только видим, но щупаем бренды, и это необходимо учитывать, создавая новые коллекции и продвигая их на рынке.

Ключевым Фукасава считает принцип without thought. Научиться проектировать «без мысли» — значит больше наблюдать бессознательные реакции людей, чем слушать их заявления. Именно этому он учит, путешествуя по всему миру с авторскими мастер-классами.

Настольная лампа Demetra, Artemide.

На его стиль смотрят передовые американские производители техники. Intel, Hewlett-Packard (HPQ) и, конечно, Apple. Наото Фукасава — обладатель бессчетного числа премий, в том числе американской IDEA Gold Award, немецкой if Gold Award, британской D&AD Gold Award. Преподает в двух японских университетах. А  несколько лет назад стал директором первого в Японии музея дизайна 21_21 Design Sight.  

На Неделе дизайна в Милане в 2017 году он показал коллекцию Hiroshima (деревянные стулья), разработанную совместно с Джаспером Моррисоном для Maruni и безупречную по концепции и красоте инсталляцию Unveil для Geoluxe. 

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами