Александр фон Вегезак: все для дизайна

Александр фон Вегезак: все для дизайна

Александр фон Вегезак (Alexander von Vegesack) — коллекционер, куратор, человек, во многом определивший нынешний интерес европейских и мировых музеев к дизайну. В течение долгих лет, будучи сооснователем Музея дизайна Vitra, занимал пост директора музея, был автором и организатором множества уникальных выставок. Вегезак — безупречный арбитр и эксперт, пользующийся невероятным уважением среди музейщиков, коллекционеров, предпринимателей, журналистов и всех, кому интересна история дизайна ХХ века. Сегодня главное его детище — дизайнерская школа в его французском поместье Domain de Boisbuchet.

Граф Александр фон Вегезак, принадлежащий аристократической семье из Вестафалии, в детстве был предприимчив и изобретателен. В 13 лет бросил школу. В 15 лет придумал свой бизнес student fast service, организовав немецких студентов для необременительной подработки.

Коллекция гнутой мебели — начало уникального собрания Александра фон Вегезака.

В молодости Вегезак неоднократно учреждал с друзьями разного рода предприятия, коммуны, организовывал фестивали и неформальные праздники. В 1960-х годах Вегезак открывает в Гамбурге галерею необычной и винтажной одежды, потом осваивает фабрику, где организует театр для спектаклей, перформансов и кинопоказов с рестораном и дискотекой. Для спектаклей нужна мебель и он ищет ее на блошиных рынках. Александр фон Вегезак собирает мебель и связанные с ней документы, охотясь за вещами по всему миру. С самого начала коллекционирования он использует свои объекты для культурных проектов.

Александр фон Вегезак на сломанном тонетовском кресле-качалке, 1967 год.

Городские власти обрадовались, что на их территории работает такой креативный парень, и с 1973 года Вегезак официально заниматся культурной программой Гамбурга. Разрабатывает форум под открытым небом, проектирует жилые студии в зданиях бывших фабрик и универмагов, кроме того, организует турпоходы на лошадях в Андалусии. И одновременно продолжает интенсивные поиски мебели из гнутого дерева (именно в Испании, которая закупила много тонетовской мебели после Всемирной выставки 1851 года, Вегезак нашел массу интересных вещей). В 1977 году Вегезак переезжает на ферму во Францию, где продолжает заниматься конным туризмом и тщательно реставрирует свою коллекционную мебель. В зимний период он путешествует в поисках архивных документов, связанных с историей мебели Thonet: едет в Польшу, Чехословакию и СССР. Редкие образцы изделий фабрики Thonet дополнены гнутой мебелью разных авторов ХХ века. С 1982 по 1986 год его собрание составило отдел музея Боппарда-на-Рейне, первого музея, посвященного Михаэлю Тонету.

Здание Музея дизайна Vitra — проект Фрэнка Гери. В основе коллекции — мебель, собранная Александром фон Вегезаком.

Уже в 1970-х Вегезак стал собирать иконы дизайна ХХ века, так в его коллекции оказались шедевры Адольфа Лооса, Йозефа Хоффманна, Алвара Аалто, Чарльза и Рэй Имзов, Марселя Брейера, Людвига Миса ван дер Роэ, Фрэнка Гери, Ле Корбюзье, Рона Арада... С середины 1980-х годов началось его активное сотрудничество с Рольфом Фельбаумом, владельцем фабрики Vitra. Энергичный амбициозный Фельбаум выкупил большую часть коллекции Александра фон Вегезака. (Еще часть он продал правительству Австрии, именно эта сделка позволила Вегезаку приобрести во Франции поместье Domaine de Boisbuchet). Фельбаум обещал построить здание музея, который обоим виделся не корпоративным музеем фабрики, а полноценной академической институцией с пространством для временных выставок, местом интеллектуальной рефлексии об истории, сути, роли и перспективах дизайна. Рольф Фельбаум согласился, но одним условием — музей должен сам зарабатывать на свои проекты.

Музей дизайна Vitra и современная продукция фабрики.
Каталог выставки «100 шедевров из коллекции Музея дизайна Vitra», над которой активно работал Александр фон Вегезак.

Когда в 1989 году на территории кампуса фабрики был открыт построенный по проекту Фрэнка Гери Музей дизайна Vitra, Александр фон Вегезак стал его директором. Этот пост он занимал с 1989 по 2010 год. Ему удалось создать 60 уникальных выставок дизайна, которые гастролировали по всему миру и оказали важнейшее влияние на восприятие истории дизайна ХХ века.

«Приключения вещей» — часть коллекции Александра фон Вегезака демонстрируется в поместье Domain de Boisbuchet.

В 1993 году его частная коллекция дизайна с большим успехом была показана на выставке Miroir d’un Collection в Центре Жоржа Помпиду. Вегезак курировал выставки дизайна и парижском Музее Орсе.

Каталог знаменитой выставки 1993 года в Центре современного искусства им. Жоржа Помпиду в Париже, посвященной коллекции Александра фон Вегезака.

Американская федерация искусств уполномочила Александра фон Вегезака разработать первую крупную выставку по истории промышленного дизайна мебели, которая была показана в десяти ведущих американских музеях.

Немецкая мебель из коллекции Александра фон Вегезака.

Он реализовал аналогичные проекты в Восточной Европе для МИД Германии. В 1996 году ежегодную международную музейную конференцию MUSCON для Европы, в 2006 году для США, а в 2008 году для Азии он создал глобальный форум музеев по дизайну и архитектуре для обмена их идеями и программами.

Александр фон Вегезак в своем поместье Domain de Boisbuchet.

Сегодня все силы Александра фон Вегезака отданы Domaine de Boisbuchet. Примерно 25 лет назад он купил поместье Domaine de Boisbuchet, замок и 150 га земли на юго-западе Франции между Пуатье и Лиможем. Вегезаку удалось организовать дизайнерскую школу, в которой талантливая молодежь постигает секреты мастерства. Летние мастерские, архитектурный парк, выставки плюс настоящий дизайнерский клуб.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-сужбами компаний