Архитекторы BBPR: итальянский дизайн и его главные герои

Архитекторы BBPR: итальянский дизайн и его главные герои

Итальянский дизайн отмечает юбилей. В 2017 году исполняется 85 лет со дня основания B.B.P.R. Группа архитекторов прежде всего прославилась знаменитой Torre Velasca в Милане. Их вещи 50-60-х сегодня успешно продают галереи: итальянский рационализм в моде и украшает самые рафинированные европейские интерьеры.

Стул Elettra, Arflex. 1954 год.

Torre Velasca — символ 1950-х, ее называли то грибом, то тюльпаном, то небоскребом с подтяжками. Авторы постройки — Джан Луиджи Банфи (Gian Luigi Banfi, 1910–1945), Лодовико Барбиано ди Бельджойозо (Lodovico Belgiojoso, 1909–2004), Энрико Перессутти (Enrico Peressutti, 1908–1976) и Эрнесто Натан Роджерс (Ernesto Nathan Rogers, 1909–1969). Первые буквы их фамилий составили акроним BBPR, который и дал название группе.

В 1932 четыре друга создали объединение, в 1935 оно присоединилось к Международному конгрессу современной архитектуры (CIAM). C 1939 года они открыли собственное бюро BBPR: их рабочие столы и чертежные доски стояли в здании XVI века, принадлежавшего монастырю Сан Симпличиано. В 1930-х BBRP развивали идеи итальянского рационализма. Проектировали частные дома, оформляли выставки, сотрудничали со знаменитым Пьером Порталуппи.

Во время войны Роджерс вынужденно уехал в Швейцарию. Жизнь Банфи трагически оборвалась: он принимал активное участие в итальянском сопротивлении, погиб в концлагере в Матхаузене в самом конце войны. Оставшемуся в Италии Бельджойозо удалось выжить. Тяжелый опыт 40-х годов оказал сильное влияние на творчество архитекторов. В историю монументальных мемориалов ХХ века вошел их памятник жертвам нацистских лагерей Германии на кладбище в Милане, созданный в 1946 году.

Благодаря этому проекту группа BBPR впервые получила международное признание, а самим архитекторам еще удалось создать пять памятников жертвам тоталитарных режимов. В начале 1950-х уже втроем (часто послевоенные постройки подписываются сокращенным акронимом BPR) друзья работали над реконструкцией Кастелло-Сфорцеско. В 1951 году BBPR привлекли к подготовке IX Триеннале в Милане. Именно они придумали и осуществили выставку «Форма бесполезного», с которой началась важная страница в истории промдизайна Италии.

В 2017 году знаменитую Torre Velasco купила китайская Gruppo Suning за 100 млн евро.

Конечно, самой известной постройкой BBPR стал 106-метровый миланский небоскреб Башня Веласка (Torre Velasca). Здание, которое часто причисляют к памятникам брутализма, считается полемическим вызовом, брошенным архитекторами Интернациональному стилю. По замыслу архитекторов постройка должна была напоминать о средневековых башнях Милана. Так случилось, что сам проект стал результатом философских дебатов 50-х годов, которые положили начало развитию постмодернизма в итальянской архитектуре. 

В 2017 году знаменитую Torre Velasco купила китайская Gruppo Suning за 100 млн евро.

Споры начались в 1953 году в Экс-ан-Провансе прошел очередной съезд Международного конгресса современной архитектуры (CIAM). Итальянский журнал Casabella, начиная с 1957 года, начал серию публикаций программных статей итальянских архитекторов: Альдо Росси, Витторио Греготти, Джанкарло Де Карло, Гвидо Канеллы и других в поддержку нового направления, связанного с локальной исторической архитектурой, которое называлось неолиберти. Редакцией журнала тогда руководил Эрнесто Натан Роджерс (именно он утверждал, что тщательно изучив обычную ложку, можно определить, какой город построит общество, в котором она была сделана).

Башня Веласка в подсветке от Ingo Maurer.

Этот стиль развивали Гае Ауленти, Джорджо Раньер, Паоло Портогезе, Джанкарло Де Карло, Игнацио Гарделла, BBPR и другие. Башня Веласка стала ключевым аргументов в этой дискуссии, ведь в форме, которую многие посчитали откровенно уродливой, сквозил миланский вернакуляр: общий силуэт, имитирующий крепостную ломбардскую башню, темный красно-коричневый цвет, балки, подпирающие верхний объем, напоминающие аркбутаны готических соборов. Сами архитекторы считали, что форма и образ здания вовсе не вызов, а результат «технического задания»: все объясняется необходимостью вписаться в городское ограничение по высоте здания, а также требованием разместить много квартир на верхних этажах. Кроме того, BBPR оппоненты интернационального стиля, избегали высветленной модернистской гаммы и хотели подчеркнуть традиционные материалы Милана — кирпич и темный камень. Узкие окна подсмотрены в Кастелло-Сфорцеско.

Стул Giulietta, Arflex, 1958.

Группа BBPR оставила свой след и в истории дизайна. Среди популярных вещей — кресла и стулья для Arflex (Elettra, Giulietta, Neptunia, Urania), которые производятся и продаются до сих пор. Отличными образцами стиля BBPR- дизайнеров служат передовые коллекции офисной мебели Spazio (1956) и Arco (1960), спроектированные для знаменитой итальянской фабрики Olivetti, серебряный чайник для Сalderoni и эстетская дверная ручка Emma для Olivari.

Сегодня здания, построенные по проекту культовой группы, стоят в Риме, Турине, Палермо, Виченце, Барселоне, Бомбее, Бари, Эр-Рияде, и, конечно, в самом Милане. Дольше cвоих товарищей прожил архитектор Лодовико Барбиано ди Бельджойозо, еще в 1990-х годах он продолжал проектировать под брендом BBPR.