Джо Понти: отец итальянского послевоенного дизайна

Джо Понти (18.11.1891 – 16.09.1979) — поэт, художник, архитектор, дизайнер, издатель, эссеист — его называют не иначе как отцом или крестным отцом итальянского дизайна. Как дизайнер Понти работал для 120 компаний. Как архитектор он проектировал и строил в 13 странах. Как  редактор он выпустил 560 журнальных номеров и написал как минимум в каждый из них по статье. Как профессор он читал лекции в 24 странах. А еще он находил время, чтобы надиктовать две с половиной тысячи писем, занимался живописью и писал стихи.

Люстра для отеля Parco dei Principi в Риме, 1964.

Понти умер в 1979 году в возрасте 87 лет, будучи одним из самых влиятельных архитекторов и дизайнеров Италии ХХ века. Его небоскреб — Башня Пирелли — высится в его родном Милане.

Джо и Джулия Понти, Via Dezza, 1957.

Считается, что Понти всегда был удачливым и хитрым. Не только сам он был плодотворным, но и проекты его были эклектичными, они сочетали в себе разные, иногда конфликтующие между собой, стили и идеологии. Понти придумывал стилистические игры, в которые сам с удовольствием играл годами.

Керамическая чаша Il pellegrino di Montesanto, 1955.

Наряду с другими культовыми мастерами Джо Понти способствовал утверждению Италии в качестве мирового центра дизайна ХХ века. Как почти все крупные фигуры итальянского дизайна, Понти учился на архитектора и вошел в промышленный дизайн, разрабатывая продукт для итальянской компании. Его работодателем выступила фабрика Richard Ginori, расположенная недалеко от Флоренции (с XVIII века на ней производят художественную керамику).

Джо Понти. Церковь Св. Франциска Ассиского в Милане. 1958-1964.
Статуэтка «Лошадь», Paolo de Poli. Серебро, медь, эмаль.

В течение 1920–1930-х годов Понти работал с мастерами, придумывал затейливые красивые керамические изделия, искусно декорированные в неоклассическом стиле с античными фигурами и ангелами, которые стали лейтмотивом его раннего творчества. Конечно, по стравнению с модернистскими вещами эпохи они выглядели немного архаично. Но сегодня дизайнеры хотят быть экспрессивными, тогда добродетели были другими: самовыражение рассматривалось как помеха серьезному функциональному подходу.

Кресло D.154.2, Molteni & C. Ремейк модели 1953-57 гг.

Работая на Richard Ginori, Понти поощрял свою любовь к насыщенным цветам, замысловатым формам и ремесленному мастерству. Все эти качества сохранились в его творчестве на долгие годы, несмотря на то, что сами предметы стали проще и строже. До войны Джо Понти поработал со стеклом для Venini и с серебром для Christofle. Среди шедевров раннего Понти рисунок для шелковых тканей Vittorio Ferrari и красивые массивные шкафы, отделанные терновым шпоном из корней терна 1935 года.

Парные кресла, Cassina. 1948.

Понти сочувствовал курсу Бенито Муссолини, и годы первой мировой войны — не лучший период в биографии маэстро. Однако и тут ему повезло. Послевоенная Италия нуждалась в талантливых проектировщиках, и карьера его постепенно снова пошла в гору. Конечно, Понти — дизайнер, следовал пути, которым шла индустрия. В 1948 году Понти сделал дизайн кофемашины La Cornuta для компании La Pavoni, которая стала символом итальянской «сладкой жизни». В то время как стулья 1957 года Superleggera (буквально — суперлегкие), спроектированые для Cassina, подчеркнуто демократичны. Стулья, действительно, были настолько легкими, что в рекламе мальчик поднимает стул кончиком пальца.

Стул Superleggera, модель 699, Cassina. 1957.

Репуртуар Понти-архитектора чрезвычайно широк. У него есть ранние проекты, совсем неоклассические (архитектор находился под сильным влиянием традиции Андреа Палладио). Таковы трехэтажный дом на виа Рандаччо в Милане, проект 1925 года или частный загородный дом Тони Буйе во французском Гарше, проект 1925-1926.

Кофейный столик. Итальянский орех, лак, стекло, 1950.
Комод, итальянский орех, 1950.

В большом многоквартирном доме на виа Доменикино1-3 в Милане, даже на уровне деталей, например, балконов, виден удивительный сплав неоклассических и модернистских элементов.

«Вилла-бабочка». Вилла семьи Планшар Джо Понти построил в 1957 году, в Каракасе.

В 1930-е годы Понти был занят разработкой типовых домов. Все они носят женские имена: Джулии, Фаусты, Каролы, Ливии, Серены, Флавии и так далее. Понти нашел формулу простоты и удешевления строительства без убогого однообразия: фасады придуманы сложно и изобретательно. В отделках сочетаются травертин и клинкерный кирпич. В многоквартирном доме Сasa Marmont на виа Густаво Модена в Милане Понти реализовал 9 принципов современного дома, опубликованных им в журнале Domus.

На чем настаивал архитектор? 

1)  Ориентация  постройки должна быть правильной; 2) в каждой квартире должно быть три части: служебная, дневная и ночная; 3) каждая квартира должна дополняться балконом или террасой; 4) служебные помещения не должны соприкасаться с парадными комнатами; 5) подвальный этаж должен хорошо инсолироваться и проветриваться, а стены подвалов должны быть оштукатурены; 6) балконы, террасы и окна должны рассматриваться как часть квартиры, шторы и ящики с цветами обязательны; 7) последний этаж должен  позиционироваться как самый элитный. Его следует трактовать как квартиру-виллу; 8) в квартирах должно быть максимальное количество встроенной мебели; 9) лестницу в доме не следует делать массивной, но ее ширина должна быть достаточной.  

В послевоенные годы Понти делал модернистскую архитектуру. Самый известный опус — небоскреб 1956 года Башня Пирелли. Вошел в историю Понти и как проектировщик эффектных вилл. Среди самых известных Вилла Планшар в Каракасе (1955) и вилла Намазее в Теране (1960). В экстерьерах и интерьерах этих вилл Понти демонстрировал свою страсть к эффектным цветовым сочетаниям, умение играть со светом и текстурами.

Настенный светильник Quadri Luminosi, модель 575. Латунь, цветной лак.1960.

Одна из важнейших сторон его деятельности — просветительство. Как издатель и главный редактор (1928–1941 и 1948–1979) культового журнала Domus Понти стал уникальным хроникером итальянского дизайна ХХ. В годы войны ему пришлось оставить пост главного редактора Domus, он возглавлял журнал Stile с 1942-го по 1947-й. 

Кресло Distex, Cassina. 1954.
Рабочий стол Singer & Sons. Итальянский орех, латунь. 1950.

Публикуя работы современников Карло Молино, Пьеро Форназетти, Лучио Фонтана, Понти интегрировал итальянский дизайн в современную художественную культуру. Именно ему удалось придать дизайну и проектированию интеллектуальный вес, в противном случае дизайн Италии имел все шансы превратиться в чисто коммерческую дисциплину, каковым по сути он стал в США. 

Переиздание кресла Letizia 1956 г., Molteni & C.

По воспоминаниям современников Понти был очень щедрым, невероятно любопытным, с открытым сознанием и жадным искателем новых идей. Друзья со всего мира часто приезжали к нему в Милан. Студия Понти располагалась в гараже и была настолько просторна, что помощники его порой передвигались от стола к столу на самокатах. Уже будучи восьмидесятилетним стариком он с интересом смотрел на новое поколение дизайнеров, подбадривал Этторе Соттсасса и Алессандро Мендини.

Предметы коллекции Agave в отеле Parco dei Principi в Сорренто, спроектированном Джо Понти (Gio Ponti).
Ковер Diamantina.

Конечно, Джо Понти живее всех живых. Который сезон умы и воображение дизайнеров волнует наследие архитектора и дизайнера. Именитые бренды черпают мотивы, идеи из его наследия, как из бездонного колодца. «Джо Понти — отец всего послевоенного итальянского дизайна. Пять десятилетий он вырабатывал концепцию демократичной красоты, которую потом использовал масс-маркет. Сегодня его объекты очень востребованы коллекционерами. Свидетельство тому — выросшие цены, которые достигли 100 000 долл.

Кушетка. Орех, латунь, текстиль. 1959.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами компаний