Йорис Ларман: пионер цифровой печати

Йорис Ларман: пионер цифровой печати

Йорис Лaрман (Joris Laarman, р. 1979) принадлежит к новому поколению дизайнеров-экспериментаторов. Их оружие — технология, их цель — проектировать будущее. Меняя материалы и усложняя задачи Лaрман и его студия возятся с ремесленниками, привлекают ученых, разбираются с инженерами ради совершенства продукта. Конек Йориса Лармана — 3D-печать и роботизированный принтинг из металла с применением ручного труда. Работа очень разнообразна — от уникальной в своем роде мебели до музейных инсталляций, фильмов и мастер-классов в университетах по всему миру.

Серия Makerchairs из элементов, напечатанных на 3D-принтере.

Студия Joris Laarman Lab родилась в 2004 году при содействии партнера  кинорежиссера-документалиста Аниты Стар. Анита и Йорис выросли в голландской деревне и строили карьеру сами. Ларман закончил с отличием Академию дизайна в Эйндховене в 2003 году, прославившись знаменитым проектом Heatwave — ажурным радиатором, который был издан Droogdesign (сегодня его производит Jaga). Клиентами молодой студии Joris Laarman Lab вскоре стали Vitra и Flos. В 2011 году Wall Street Journal присвоила Йорису Лaрману звание новатора года в области дизайна. Интерес к цифровой печати привел к циклу занятий со студентами знаменитой Architectural Association в Лондоне, Академии Ритвельда в Амстердаме и в родной альма-матер — Академии дизайна в Эйндховене.

Потолочный светильник Nebula для Flos.

В 2015 в сотрудничестве с компанией MX3D Йорис возводил мост в Амстердаме: сложнейшие жесткие конструкции из металла гнули роботы. При помощи того же метода он создал алюминиевый стул и невероятную бронзовую ширму-бабочку. Монолитный кусок металла превращается в пористую как губка форму, словно сплетенную из мельчайших молекул. Элементы объединяются между собой при помощи технологии лазерного спекания, что позволяет добиться прочности сиденья. «В 2014 году мы поставили сварочный аппарат на манипулятор. Это было только начало — тогда мы могли создать предмет всего в два сантиметра от пола», — рассказывает дизайнер. — Ширма Butterfly уже представляет собой двухметровой объект.  Продает ширму нью-йоркская Friedman Benda Gallery. 

«Я твердо уверен в будущем как цифрового производства, так и местного ремесленного труда»

Новаторские произведения Joris Laarman Lab получили широкую известность, они экспонируются на многих выставках по всему миру, их можно встретить в постоянных коллекциях более чем 30 крупнейших международных музеев, в числе которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже и Rijksmuseum в Амстердаме.