Свет как инструмент архитектора

Свет как инструмент архитектора

Основа хорошего интерьера — архитектура. Опытные профессионалы стремятся сформировать интересную, красивую основу, крепко скроенное пространство, а не просто поделить дом на комнаты и расставить мебель. В свою очередь, ключевой компонент архитектуры — свет.


Все существующие в мире светильники можно разделить на две группы: декоративные и технические, или, как их теперь чаще называют, архитектурные. Первые — люстры, бра, торшеры, настольные лампы — всегда на виду, эффектны, завораживают формой и материалом, призваны не только (а порой и не столько) освещать, сколько украшать. Будь то лаконичная лампа-шар Майкла Анастасиадиса для Flos или роскошная хрустальная люстра Swarovski — в интерьере они становятся акцентами, притягивая взгляд.

Infra Structure. Flos

«Обязательно срежиссируйте свет. Без него у интерьера нет жизни. Он дает ему энергию, а обитателям — дарит счастье»,

архитектор Клод Миссир.

В отличие от декоративных, архитектурные светильники выглядят подчеркнуто технологично, Их назначение — оставаясь на втором плане, хорошо и равномерно освещать интерьер, создавать настроение, атмосферу. Они подчеркивают удачную геометрию помещения и корректируют неудачную, добавляют объем, акцентируют внимание на фактуре материала, задают ритм, участвуют в зонировании. А также помогают выстраивать световые сценарии для разного времени суток, разных занятий и настроения разных членов семьи. Архитектурный свет — инструмент моделирования пространства и психологического воздействия на человека.


Свет невидим, пока не встретится с препятствием: поверхностью или предметом. Соавтором архитектора выступает светодизайнер. Профессия это относительно новая, родилась на стыке науки и искусства. Светодизайнер рассчитывает необходимый уровень освещенности, но не только: вместе с архитектором он формирует световую среду, интегрирует освещение в архитектуру.

Ричард Келли,  Glas House, Seagram Building

Пионером светового архитектурного дизайна принято считать Ричарда Келли (1910–1977). Он проектировал освещение таких культовых зданий как Seagram Building Людвига Миса ван дер Роэ и Glas House Филиппа Джонсона. Выпускник факультета архитектуры Йельского университета, в своей работе Light as an Integral Part of Architecture («Свет как неотъемлемая часть архитектуры», 1952) Келли заложил основы новой дисциплины и первым заявил, что свет — мощный инструмент архитектора и даже средство манипулирования людьми. Также он сформулировал основные типы освещения, этой классификацией мы пользуемся и сегодня.


Долгое время считалось, что декоративные светильники характерны для интерьеров традиционного стиля, а архитектурные уместны лишь в минималистких лофтах, офисах и шоу-румах. Новая тенденция: независимо от стилистики, даже в самой что ни на есть классике, архитекторы и дизайнеры не отказываются от архитектурного света. Они убеждены, что в ХХ веке стоит пользоваться достижениями технического прогресса, да и модная эклектика предписывает соединять разнохарактерные компоненты.

Running magnet 2.0. Flos

«Современная роскошь — это простор, хорошо организованный свет плюс дорогие материалы»

Архитектор Питер Марино.

Архитектурный свет претерпевает эволюцию. Новое слово в освещении интерьера — трековые системы. На металлическом профиле-треке, внутри которого располагаются электрические контакты, монтируются разнообразные светильники. Их диапазон широк: архитектор выбирает тип освещения (рассеянное или направленное), его интенсивность, цветовую температуру, угол луча — все зависит от тех задач, которые стоят перед автором интерьера.


Сегодня мы наблюдаем интересный тренд: архитектурные светильники из вспомогательных компонентов интерьера превращаются в главные. Они выходят на первый план, приобретая декоративную окраску. Над их созданием работают дизайнеры с мировым именем. Cистему Infra Structure для Flos спроектировал Винсент ван Дейзен. Черный цилиндрический профиль системы создает графичный рисунок на потолке, структурирует поверхность, задает завораживающий ритм. Сам бельгийский архитектор называет эту работу жемчужиной в своем портфолио.

Olmo. Artemide

«Выбирайте не светильник, а свет, который он излучает».

Дизайнер Инго Маурер.

Архитектурные светильники воплощают ключевые характеристики современного дизайна: модульность и вариативность. Состоящая из модулей конструкция может достраиваться до бесконечности, а количество вероятных комбинаций и конфигураций столь велико, что порой трудно поверить, что перед нами светильники из одной и той же системы. Яркий пример —Running magnet 2.0 от Flos. Система предлагается во встроенных, потолочных и подвесных версиях, а благодаря угловым элементам позволяет создавать самые неожиданные формы. Источники света держатся на профиле с помощью магнитного крепления. Также на магнитах крепятся и компоненты системы Olmo, которую для компании Artemide разработал дизайнер Джулио Якетти. Ее отличает особо гибкий трек необычного С-образного профиля, благодаря которому систему можно устанавливать не только горизонтально, но и вертикально.


В архитектурных светильниках реализуются новейшие достижения техники и науки. Востребованная модульная система A.24 — разработка Artemide и архитектора Карлотты де Бевилаква. В основе лежит запатентованная оптоэлектронная технология, позволяющая в точности следовать заданным настройкам. Каждым из модулей A.24 можно управлять с помощью приложения Artemide App.

A.24. Artemide

Интересно работает молодая бельгийская компания Wever & Ducre. Она была основана в начале 1980-х и с самого начала специализируется на встроенных светильниках. Ее дизайнеры опираются на традиции бельгийских мастеров света, сочетая современную геометрию и великолепную работу с материалом, прежде всего с металлом. Box, Docus, Hexo, Ray, Solid и другие — напоминают ювелирные украшения, выглядят как драгоценности.

Solid, Ray, Box, Hexo. Wever & Ducre