Биеннале дизайна в Сент-Этьене

Биеннале дизайна в Сент-Этьене (21.03–22.04.2019) проходит под лозунгом Me, Nous, You: Designing Common Ground (Я, Мы, Ты: проектируя точки соприкосновения) и нацелена на исследование дизайна как инструмента инклюзии — найти с помощью дизайна общее будущее для всех людей, несмотря на все разъединяющие различия.

«Инклюзия будет формировать дизайн и весь наш мир в будущем, — считает главный куратор биеннале Лиза Уайт. —  Слишком долгое время дизайн был уделом небольшой группы в популяции, слишком мало голосов было слышно: точнее, звучали только определенные голоса. Настало время, когда в дизайне имеют вес меньшинства, эмигранты, люди с ограниченными возможностями — они должны активно влиять на предметный  мир, окружающий нас, и на все производимые системы жизнеобеспечения».

Лиза Уайт, куратор биеннале

Тему инклюзии решено раскрыть на всех уровнях: большинство вовлеченных в биеннале кураторов и организаторов локальных экспозиций так или иначе можно называть эмигрантами. А над сценографией работало столько же мужчин, сколько и женщин — на этом сделан особый акцент. 

Инсталляции в городе, выполненные из цветных лент и символизирующие благотворительность

Приглашенный куратор Джон Маеда в рамках биеннале развивает  программы, нацеленных на цифровую инклюзию. Эти программы, благодаря своему доступному интерфейсу, помогают обучать всех языку цифрового кодирования настолько эффективно, что в скором времени позволит поставить 95% пользователей в один ряд с 5% привелегированных цифровых дизайнеров.   

Приглашенный куратор Джон Маеда, развивающий тему цифрового дизайна.

Лиза Уайт признается, что схемы и паттерны прошлого столетия уже не жизнеспособны в нынешней ситуации, и необходимо искать новые. Нужно учесть новые области дизайна: биодизайн, AI (искусственный интеллект), машины будущего. Поэтому экспонаты биеннале весьма различны: от стула Гэвина Манро (Gavin Munro), который он выращивал семь лет, до окрашенных бактериями тканей Натсаи Одри Шеза (Natsai Audrey Chieza).

Фрагмент экспозиции, посвященной инклюзивному дизайну.

Выставлены и масштабные, и миниатюрные объекты. В Сент-Этьенне можно увидеть разработанный в Гане автономный автомобиль RollE Бенедикта Куорти (Benedict Quartey) и светильники из переработанных пластиковых бутылок Себастьяна Бетанцо (Sebastiàn Betanzo). Абажуры для этих светильников плели мастера из многих стран мира, что было важным условием их создания.

Фрагмент выставки Systems, not Stuff в Cité du design. Сценография Франсуа Дюма.

Еще один важный девиз нынешней биеннале — «Дизайн это система, а не вещи» (Systems, not Stuff). Что означает пристальное внимание к материалам, способу производства, способам доведения продукта до потребителя и, что очень важно, последующей утилизации предмета. На самом ли деле нам нужен еще один стул, или мы можем обойтись уже имеющимися? Тема устойчивого дизайна артикулирована на биеннале четко и повсеместно.  

Александра Дейзи Гинсберг (Alexandra Daisy Ginsberg). Проект Resurrecting the Sublime.

Организаторы подчеркивают, что «системы дизайна» так же важны для нашего понимания и рефлексии, как и те предметы, которыми мы пользуемся. Во времена все увеличивающейся человеческой популяции, уменьшения природных ресурсов, нужны дизайнерские системы, которые будут нацелены на улучшение коммуникации между людьми, образования,  производства и дистрибьюции вещей.  

Марсель Вандерс. Кресло Bon Bon Chair, 2010. Центр Помпиду. Париж. Экспонат выставки Design and Wondrou. The Nature of Ornementation в Museum of Modern and Contemporary Art of Saint-Etienne Métropole.

Как обычно на такого рода смотрах дизайна, разработано множество аттракционов. Можно увидеть мосты и переходы, увитые цветными лентами (символ благотворительного участия многих фабрик в биеннале). Можно сравнить запахи вымирающих цветов (выставка Daisy Ginsberg), увидеть мини-город, сжимающий пространство и время. Особое внимание, как обычно уделяется проектам выпускников Высшей школы Искусства и Дизайна Сент-Этьена (Saint-Étienne Higher School of Art and Design).