Сокровища TEFAF: что покупают богатые коллекционеры

Сокровища TEFAF: что покупают богатые коллекционеры

Сливки мира искусства и антиквариата вновь собираются в MECC Maastricht на TEFAF (16–24 марта). Ежегодная ярмарка в конференц-центре сонного голландского городка собирает 300 международных дилеров из 20 стран. Здесь, в Маастрихте, выставляют только шедевры: отборные предметы искусства, антиквариат и немного вещей коллекционного дизайна.

По теме: Что такое современное искусство? 5 главных фильмов

TEFAF, в отличие от выставок с большим количеством участников, заслужил за 32 года репутацию места, где заключаются серьезные сделки.  Он менее дружественен инстаграму, чем Art Basel.

Филипп Рунделл (Philip Rundell). Щит Ахиллеса. 1823-24. Koopman Rare Art. Английский серебряных дел мастер Филипп Рунделл изготовил предмет по проекту скульптора Джона Флэксмана. Это один из 5 позолоченных щитов, которые были проданы Эрнесту Августу, герцогу Камберлендскому, а потом — королю Ганновера. 5 млн. ф. ст.

На ярмарке дебютировал в этом году обновленный процесс проверки — она ​​исключила из своего комитета всех арт-дилеров и работников аукционных домов. «Мы устранили все потенциальные конфликты интересов», — считает управляющий директор Софи Шеерлинк.

Камиль Писсарро, Dans le pré en automne à Éragny, 1901. Richard Green Fine Paintings. На подписанной и датированной картине изображены осенние луга в Эраньи, местечке к северо-западу от Парижа, где Писсарро жил с 1884 года до своей смерти в 1903 году. Около 3 млн ф. ст.

В общей сложности около 35 000 выставленных объектов охватывают семь тысячелетий. Мероприятие разделено на свои обычные 8 секций — «Древнее искусство», «Антиквариат», «Дизайн», «Houte Joaillerie», «Современное искусство», «Живопись», «Графика» и «Примитивы».

Ручка в форме утки, Карл Фаберже. С.-Петербург. Около 1908. Wartski. Фаберже создал декоративные ручки для тростей, часто украшенные драгоценными камнями. Эта ручка вырезана из нефрита в форме головы утки, с рубиновыми глазами и бриллиантами. Цена не разглашается.

Современную секцию, в своем 32-м издании TEFAF Maastricht расширил: в ней выступают 13 новых дилеров. Шеерлинк говорит, что европейская ярмарка не может не улавливать атмосферу на арт-рынке, меняющуюся от точно сфокусированного собрания к смешиванию периодов и стилей. Даже те коллекционеры, кто были всем всегда известны как покупатели старых мастеров, стали интересоваться мебелью XX века.

Розмари Трокель (Rosemarie Trockel), Marry Mood, 2016. Керамика. Sprüth Magers. Цена по запросу. Розмари Трокель разработала «уникальную концепцию стенда» для галереи, которая дебютирует на TEFAF.

Дизайн-сообщество играет важную роль на TEFAF. Дизайнеры интерьера находятся на переднем крае микса, выводя коллекционеров из зоны привычного комфорта. Сегодня никто не перегружает дома итальянским барокко, а соединяет старые стили с модернизмом — вещами Жаннере, Пруве, Перриан или более авангардным дизайном.

Что покупают самые состоятельные коллекционеры?

Экспрессионизм на бумаге

​​Эгон Шиле. Адель («Сидящая женщина со скрещенными ногами»). 1917. 480 тыс. евро. Richard Nagy Ltd.

Экспрессионизм наиболее тесно связан с именами таких немецких художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде и Пауль Клее, хотя и другие европейские художники начала XX-го века, включая Оскара Кокошку, были увлечены живописной экспрессией. Картин сохранилось немного и сегодня за их произведения борются коллекционеры из США, Европы и Азии. Процветающей областью стали литографии и рисунки экспрессионистов. Особенно востребованы с подписью норвежца Эдварда Мунка: ведь в апреле они будут в центре внимания на выставке в Британском музее. Когда дело доходит до покупки и оценки работ на бумаге, сохранность листа имеет первостепенное значение. Например,  две акварели Эмиля Нольде в «почти идеальном» состоянии выставлены на TEFAF по цене более, чем за 200 тыс. евро каждая. Другой фигурант топ-листа — Эгон Шиле, столетие которого широко отмечалось в 2018 году. Рекорд для работы на бумаге Шиле составляет 7,9 млн ф. ст.

Голландский натюрморт

Питер Клас (Pieter Claesz). Натюрморт с оловянным кувшином. 1630-е. Richard Green Gallery. 1,3 млн ф. ст.

Дилеры стали выделять такие картины старых мастеров, которые лучше смотряться в современном пространстве с белыми стенами. Роскошные цветочные натюрморты XVII века, как правило, менее популярны. Коллекционеры присматривают маленькие и непритязательные работы голландского живописца Адриана Коорта (Adriaen Coorte): в 2014 году покупатель заплатил 3,4 млн ф. ст. за одну из них на торгах Sotheby's. Другая актуальная фамилия — Клара Питерс (Clara Peeters), одна из немногих женщин, работавших профессиональным художником в Северной Европе. Питерс была представлена ​​в мадридском музее Прадо в 2016 году, на первой в истории музейной выставке, посвященной женщине-художнику. Натюрморт с цветами и насекомыми Клары Питерс был продан в 2018 году за 634 тыс. ф. ст. на лондонском аукционе Sotheby's.

Кес ван Донген

Кес ван Донген (Kees van Dongen). La plume blanche. Ок. 1910-12. Dickinson.

Работы Кеса ван Донгена на торгах уже десять лет назад перешагнули порог в миллион фунтов. Голландский художник принадлежал к кругу французских фовистов. В Париже Кес участвовал в знаменитом Осеннем салоне 1905 года вместе с Матиссом, Вламинком, Дереном, Браком, рисовал карикатуры для La Revue blanche, организовывал костюмированные балы на Монпарнасе. Разделял идеи анархизма и даже оформил обложку голландского издания книги П. А. Кропоткина. Главным жанром ван Донгена стали портреты, особенно женские. На TEFAF выставлен женский портрет неизвестной няни, который, кажется, зафиксировал живую атмосферу Парижа бельэпок. Работа La plume blanche находится в частных руках уже более века. Цена на нее пока не разглашается.

Group Zero

Гюнтер Юккер (Günther Ueckker). 1972. Beck & Eggeling International Fine Art

За последнее десятилетие вырос интерес к так называемой Group Zero, созданной в Дюссельдорфе в 1957 году. На узнаваемые работы Яна Шунховена (Jan Schoonhoven) и Гюнтера Юккера (Günther Uecker) взлетели цены. Свой первый манифест группа Zero выпустила в духе раннего авангарда, озаглавив его «Zero – это тишина. Zero – это начало». Для художников «Ноль» в названии не носил отрицательную коннотацию, был не символом нигилизма, а точкой отсчета нового искусства, фиксируя сходство с минималистами и итальянским Arte Povera. Помимо немецких авторов идеи Group Zero были близки Лучо Фонтане, Иву Кляйну, Пьеро Манзони. Многие эксперты выделяют творчество сооснователя группы Отто Пиене (Otto Piene), чьи работы считаются недооцененными. Пиене называют пионером направления техноарта.