Анатомия звука: как делают фортепиано Steinway & Sons

Анатомия звука: как делают фортепиано Steinway & Sons

В конце 2017 года компания Steinway & Sons отпраздновала 25-летие «Семейства Steinway», в которое входят бренды Steinway & Sons, Boston от Steinway & Sons и Essex от Steinway & Sons. 

Компания Steinway & Sons, ведущая свою историю с 1853 года, — Rolls-Royce в мире производителей музыкальных инструментов. Фортепиано марки выбирают 19 из 20 концертирующих пианистов и приобретают для лучших концертных залов. «Семейство Steinway» было задумано как более доступная линейка, обладающая при этом всеми преимуществами Steinway & Sons: модели были разработаны под руководством Сьюзан Кенаги, главного инженера-механика компании. Essex позиционируется как инструмент начального уровня, Boston — как промежуточный этап. Приобрести их можно «на вырост»: программа «Обещание Steinway» позволяет в течение 10 лет с момента покупки обменять свое фортепиано Boston или Essex на более дорогую модель с доплатой.

Инструменты Steinway & Sons известны не только качественным звучанием, но и коллаборациями с дизайнерами. По особым случаям компания выпускает лимитированные серии инструментов, в разные годы оформленные Карлом Лагерфельдом, Фрэнком Полларо, Мари-Клод Лалик (Lalique) и другими. Серебряный юбилей «Семейства Steinway» отметили двумя специальными выпусками. «Boston Юбилейный 25 выпуска» — с полированной хромовой фурнитурой, посеребренной рамой и внутренним ободом. «Радужная Коллекция» — с цветной крышкой, доступной в 170 различных оттенках.

Все инструменты Steinway & Sons производятся на двух фабриках. Первая расположена в Гамбурге (Германия) и работает на европейский и азиатский рынок. Вторая — в Нью-Йорке (США) и обеспечивает американские континенты. В среднем над одним инструментом работает около 200 опытных мастеров разной специализации. Многие трудятся в компании уже по 30, 40, 50 лет.

Среди главных составляющих хорошего фортепиано — качественная древесина. Породы используют разные, но обязательно специально подготовленные — сырье тщательно отбирается и бережно хранится: влажность контролируется, а сами материалы аккуратно укладываются с расстоянием между ними буквально до сантиметра. Древесина для некоторые элементов сушится в течение двух лет.

На производство одного инструмента уходит около года.

Один из следующих этапов — придание корпусу плавных изгибов. Брус распиливают на длинные тонкие пластины шпона (до 19 штук), а затем склеивают их, накладывая одну пластину на другую. Излишки клея удаляют вручную. Многослойную заготовку отправляют в пресс и фиксируют тисками, придавая ей нужную форму. Внешне корпус отделывают шпоном палисандра, макассара, махагони, тиса, клена, светлого дуба, вишни, корня ореха. На заказ возможны более сложные и декоративные варианты. Поверхность тщательно полируется и покрывается лаком.

Металлические рамы, которые держат струны, — шести разных форм и весом около 140 кг. Их создают на американской фабрике — отливают из чугуна в песочные формы — и отправляют в Гамбург. Здесь рамы шлифуют, покрывают защитой от ржавчины и промывают. А затем красят в золотой или серебряный цвет и вручную наносят черную эмаль на логотип марки. В фортепиано раму устанавливают при помощи подъемного механизма.

Не менее тщательно изготавливают и все остальные элементы. Выверенные размеры деталей позволяют собрать инструмент, как пазл. Например, резонансная дека идеально встает в корпус фортепиано на стадии сборки, так что нет необходимости подгонять их друг под друга. При установке клавиш и молоточков взаимодействие элементов проверяют вручную. Клавиши калибруются с помощью свинцовых грузиков, а чтобы их ход был равномерным и плавным, ворс на войлочной поверхности молоточка аккуратно прижигают.

Ближе к концу своего путешествия по фабричным цехам фортепиано отправляется в в испытательную комнату, отделанную звукопоглощающим материалом. Внутри — станок, который нажимает на все клавиши подряд в течение нескольких часов. Так клавишный механизм проверяют на прочность в реальных условиях. Финальный этап — настройка инструмента. Готовое фортепиано попадает к Вэбкэ Вунсторф — Главе Департамента звука Steinway & Sons. Она стала первой женщиной, прошедшей практику на фабрике Steinway & Sons в 1979 году. Теперь Вэбкэ, обладающая тонким музыкальным слухом, отвечает за конечный звук фортепиано: проверяет звучание каждой издаваемой ноты и настраивает инструмент. Лишь после этой проверки модели попадают в зал выбора, где представлен весь ассортимент компании.