Бельгийский дизайн: ХХ век

Бельгийский дизайн: ХХ век

Открытый три года назад брюссельский музей ADAM набирает популярность. Хит года — выставка «Панорама: история современного дизайна в Бельгии». 

По сути это первый масштабный показ дизайна ХХ века страны с непростой, порой драматичной, историей, которая, однако сумела внести большой вклад в общеевропейскую проектную культуру. Экспозиция начинается с периода ар-нуво и мастеров, работавших на рубеже веков. Среди самых знаменитых — Виктор Орта (1861–1947), Гюстав Серюрье-Бови (1858–1910), Поль Анкар (1859–1901), Филипп Вольферс (1858–1929) и Анри ван де Вельде (1863–1957). Подробно продемонстрированы социальные искания периода между двумя войнами: авангард и педагогические эксперименты в школе Камбре.

В 1920–1930 годы в Бельгии одновременно сосуществовали более коммерчески ориентированные мастера ар деко и дизайнеры, разрабатывающие функциональные решения. Особый раздел посвящен послевоенному бельгийскому модернизму. В 1930-е годы идеи функционализма в духе веймарского Баухауса распространял архитектор и дизайнер Анри ван де Вельде. Еще в 1926 году он возглавил новый Высший институт декоративно-прикладного искусства Комбре, знаменитую впоследствии школу Комбре. Чуть позже Анри ван де Вельде был назначен советником при Бельгийской железнодорожной компании, в 1933 году стал советником при Минстерстве общественных работ. Важное обстоятельство: Анри ван де Вельде курировал участие Бельгии в международных выставках — в Париже в 1937 году и в Нью-Йорке в 1939.

Чайно-кофейный сервиз, Delhaize Freres, 1930.

В 1950-е годы бельгийцы трактовали дизайн как панацею от всех социальных бед. Послевоенный период интересен и исторически: именно в период холодной войны маленькая Бельгия начинает играть важную политическую роль, в итоге Брюссель становится столицей Евросоюза. Все эти коллизии происходят на фоне развития средового, интерьерного и потребительского дизайна, на фоне появления новых предметов, электроприборов, мебели, графики и транспорта. 

Ж.-П. Эмон-Альт (1928–2014), Л. Ван Мальдерен. Пластиковые бутылки для воды, Spa Monopole.

С 1954 году министр экономики Жан Рей (1902–1983) проводил политику поддержки национального дизайна на правительственном уровне. Он организовал и провел первую выставку отечественных серийный продуктов в Льеже, а также мощное выступление бельгийских дизайнеров на 10-й Триеннале в Милане. В 1956 Жан Рей учредил Институт промышленного дизайна и престижную премию Golden Badge. Развитие идей и авторских концепций вплоть до нефтяного кризиса начала 1970-х годов — сильный раздел выставки. Среди самых известных дизайнерских брендов Бельгии — Tupperware (посуда и кухонные принадлежности), Samsonite (чемоданы, рюкзаки, дорожные сумки и аксессуары), de Coene — мебельная фабрика, получившая от компании Knoll лицензию на продажу мастеров интернационального стиля в странах Бенилюкса. И, конечно, компания Moerop, поставляющая на рынок крупногабаритную пластиковую мебель.  

К. Жеверс (1928–2007). Стул TBA, 1958.

На выставке подробно представлена деятельность Брюссельского центра дизайна (1964–1985), орагнизации, которая поддерживала проектировщиков и пропагандировала новые вещи и новые идеи. Через предметы мебели, графику, живописные работы и фрагменты документальных и художественных фильмов кураторы показывают разнообразные грани бельгийского дизайна. Весь ХХ века в Бельгии последовательно проводилась идея улучшения повседневной жизни. Кураторы «Панорамы» признают, что Бельгия не самая дизайнерская страна, но, не поняв ключевых моментов в развитии местного дизайна, невозможно полноценно увидеть европейский дизайна ХХ века.  

Выставка «Панорама: история современного дизайна в Бельгии» открыта до 7 января 2018 года.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой выставки