Солнечное море Хоакина Сорольи в Лондоне

Солнечное море Хоакина Сорольи в Лондоне

Испанского живописца Хоакина Соролью (1863–1923) выставили в Национальной галерее Лондона. Ретроспектива «Соролья. Испанский мастер света» показывает картины, на которых солнце, пляж, люди и море. «Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее», — писал художник в 1912 году.

Национальная галерея чередует выставки-блокбастеры, посвященные популярным звездам, с показом работ менее известных деятелей разных веков. Например, в прошлом году финна Галлен-Каллела, сменила выставка американца Томаса Коула и гения Возрождения Лоренцо Лотто.

Хоакин Соролья. Починка паруса. 1896. © Museo d'Arte Moderna di Ca' Pesaro.

Теперь настала очередь испанца Хоакина Сорольи-и-Бастиды (Joaquín Sorolla y Bastida), названного в 1908 году, когда ему было 45, «величайшим живым художником мира». В Лондоне, когда-то, его приняли прохладно, но в Европе и Северной Америке премии падали, как конфетти, а продажи были выдающимися. Его по-прежнему обожают в Испании, где еще при жизни в его честь в родной Валенсии назвали одну из улиц. Роскошный особняк Сорольи в Мадриде, с мраморными полами и антиквариатом, после кончины художника от инсульта в 1920 году стал музеем, куда трое его детей передали более сотни работ отца. Треть этой коллекции приехала на нынешнюю выставку в Лондон.

Хоакин Соролья. Догонялки на пляже, Валенсия, 1908 © Museo de Bellas Artes de Asturias. Col. Pedro Masaveu

60 картин представляют всю его карьеру: портреты боизких, друзей, коллег-художников; социальный реализм. Он пристрастился к свету и сверкающему в море. Писал портреты семьи, огромные, созданные на пленэре пляжные сценки с песчинками, застывшими в мазках краски. Другие работы предоставили Прадо и нью-йоркский Метрополитен-музей. И только одна картина на выставке, портрет принцессы Беатрис, младшей дочери королевы Виктории, — из лондонской Национальной портретной галереи, это единственная работа Сорольи в Британии.

Хоакин Соролья. Послеобеденный пляж в Валенсии, 1904. © Arango Collection / Archivo fotográfico BPS

Консультировала выставку в Лондоне правнучка художника Бланка Понс-Соролья, которая сейчас работает над его первым полным каталогом-резоне, уже включившим более 4 тыс. произведений. Действительно, Соролья был непревзойденным мастером быстрого письма, обойдя в этом даже своего главного конкурента, итальянца Джованни Больдини.  

Хоакин Соролья. Прогулка на берегу моря. 1909 © Fundación Museo Sorolla.

Соролла родился в Валенсии, городе, пропитанном солнечным светом. Он осиротел в возрасте двух лет и воспитывался дядей и тетей, которые рано признали в нем талант. В свои тридцать с небольшим он имел международную репутацию, много путешествовал, выставлялся в Европе и покорил Штаты под покровительством американского миллионера Арчера Милтона Хантингтона, основателя испаноязычного общества в Нью-Йорке.

Соролья за работой. Клотильда в черном платья. 1905. Фото Christian Franzen © Museo Sorolla, Madrid

Он писал молодого короля Испании (Альфонсо XIII), а также английскую свекровь короля, принцессу Беатрис, дочь Виктории и Уильяма Говарда Тафта, президента США. В свои 50 лет он должен был потратить три года на одну из самых грандиозных вещей — «Явление Испании» — четырнадцать панно, простирающихся на 70 метров, все они были нарисованы во время его путешествий по всей стране. • Sorolla: Spanish Master of Light,  Национальная галерея, Лондон. До 7 июля