Скульптор Жак Липшиц: Париж, Нью-Йорк, Иерусалим

Жак Липшиц в мастерской в доме 54 на улице Монпарнас, ок.1922. The Estate of Jacques Lipchitz

Московский музей современного искусства (MMOMA) открывает выставку скульптора Жака Липшица (1891–1973). 100 произведений привезли в Москву из коллекции Marlborough Gallery, Израильского музея, Lipchitz Foundation в Нью-Йорке и частных собраний. Столичная публика может вспомнить французский кубизм, столь любимую «парижскую» школу, которой уже минуло сто лет, и посмотреть во всей полноте одного из самых выдающихся еврейских художников XX века.

Хаим-Яков Лившиц родился в курортном Друскининкае (до 1917 Друскеники) на берегу Немана в 1891 году. Старший сын в семье строителей и промышленников, в 18 лет он, благодаря инициативе матери, уехал в Париж ради художественного образования. Занимался в Академии изящных искусств у Жака Антуана Инжальбера, посещал скульптурные студии частных школ Коларосси и Жюлиана. Жаку Липшицу повезло попасть в эпицентр молодого авангарда, что означало знакомство с кубистами и кругом Пабло Пикассо. В 1915 году друг Липшица Амедео Модильяни написал его портрет с женой поэтессой Бертой Китроссер.

Жак Липшиц. Танцовщица. 1915. Израильский музей, Иерусалим. Дар Юллы Липшиц Фонду «Американские друзья Израильского музея» в память о Тедди Коллеке

В 1920-х, уже к французскому гражданину, Липшицу приходит известность. Его выставляют, о нем пишут монографии, его продают и покупают. Американский коллекционер Альберт Барнс, собравший одну из лучших коллекций модернистов, заказывает ему пять каменных рельефов для дома.

Жак Липшиц. Читатель в кресле. 1922. Частная коллекция

«С помощью объемов я черпаю свет. Утилитарность скульптуры — здесь. Она дает меру человеческого «Я» и его поэтическое познание вселенной»

Жак решает строить семейный дом с огромной, высотой в три этажа мастерской, по проекту Ле Корбюзье. Липшиц был близок с архитекторами и даже входил в группу «Эспри Нуво». Эта вилла, недалеко от Булонского леса, сохранилась.

Жак Липшиц. Прометей, удушающий орла. 1943. Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк.

Для Всемирной выставки 1937 года Липшиц создает монументальную скульптуру — девятиметрового «Прометея, удушающего орла». Во времена фашизма скульптор много работает над мифологическими сюжетами, затрагивающими тему борьбы добра и зла. В мае 1940 года Липшиц эмигрирует из Франции в США.

Жак Липшиц. Мать и дитя. 1940. Скульптура, изображающая ребенка, который старается крепко уцепиться за шею матери, чтобы не упасть.

Бронзовая скульптура «Мать и дитя» Липшица в 1941 году куплена и установлена рядом с самой знаменитой постройкой Фрэнка Ллойда Райта «Виллой у водопада». Возрождение еврейского государства Липшиц встретил скульптурой «Чудо» (1948) — устремленная вверх фигура с руками, поднятыми к скрижалям завета, над которыми возвышается зажженная менора.

Жак Липшиц. Похищение Европы II. 1938. Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк

В 1954 году в Нью-Йорке в МоМА проходит его большая ретроспектива. Пожалуй с этого времени начинается международное признание скульптора — его монументы устанавливают в офисах и банках, парках и культурных цнтрах, а музеи приобретают их в свои коллекции. Липшиц дарит много своих работ Израилю, его «Древо жизни» устанавливают на территории госпиталя «Хадасса» на горе Скопус. Похоронен франко-американский скульптор Жак Липшиц в Иерусалиме.

Юрсуф Карш. Жак Липшиц. Фотография. 1970.© Estate of Yousuf Karsh. Museum of Fine Arts, Boston
Жак Липшиц. Последнее объятие. Макет №3. 1970-1972. Marlborough International Fine Art, Цюрих

• Жак Липшиц. Ретроспектива. MMOMA, Петровка, 25. До 3 марта 2019.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами