Радикальная абстракция Андрея Волкова в Мраморном дворце

Радикальная абстракция Андрея Волкова в Мраморном дворце

В Петербурге в Мраморном дворце открыта выставка «Андрей Волков. Сохранение времени». На втором этаже в белых залах Мраморного дворца выставлены сорок восемь живописных работ московского художника, живописца Андрея Волкова. В каждой — высочайшая культура рефлексии, открытый диалог с послевоенной абстракцией ХХ века и деликатное приглашение к сотворчеству в восприятии немиметических и нефигуративных композиций.

Андрей Волков. Без названия. F/P. 2017. Холст, масло. 50 × 40.

Андрей Волков. Из серии «Trash Barocco» #10. 2016. Холст, масло. 150 × 107.

Ринальдиевский дворец XVIII века с его великолепной лестницей, украшенной скульптурами Федота Шубина, привык к современному искусству. Здесь отлично себя чувствует cобрание западной живописи, коллекция Музея Людвига — работы Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга, Йозефа Бойса. Кроме того, в залах дворца Русский музей регулярно проводит выставки современных художников.

Андрей Волков. Не моргай. 2017. Холст, масло. Дм — 150.

 По теме: Абстрактный экспрессионизм: главные американские художники

Московская публика давно знает «молодого» Волкова, внука знаменитого живописца Александра Волкова, автора знаменитой картины «Гранатовая чайхана» (1924, ГТГ), сына скульптора и художника Александра Волкова и племянника Валерия Александровича Волкова. Знают Андрея как редкого в российском искусстве последовательного абстракциониста, как главного куратора «Галереи А3» в Староконюшенном переулке, усилиями которого в пространстве галереи в течение многих лет проходили важные интересные выставки, как преподавателя живописи, обладающего собственной оригинальной методикой, как человека, который умеет здорово писать о живописи и в общем об искусстве, и, конечно, как драгоценное звено, третье поколение «туркестанско-московской» династии Волковых.

Андрей Волков. Синий Гомер. 2015–2016. Холст, масло. 180 × 110.

Династия — это не только четыре выдающихся художника, это удивительная для Москвы ХХI века сохранившаяся большая семья, дерево, среди ветвей которого был выдающийся реставратор и живописец, ученик Михаила Ларионова, Алексей Алексеевич Рыбников, известные в городе музыканты и педагоги Кандинские, театральная семья Бубновых. Большая квартира на Полянке всегда славилась открытостью, гостеприимством, удивительными посетителями и творчески настроенными хозяевами.

Андрей Волков. BLUR. 2017. Холст, масло. 25 × 20.

Андрей Волков — благодарный потомок, он много делает для того, чтобы наследие деда, творчество отца и дяди не уходили из культурного обращения, но, что значительно более важно, он продолжает семейную традицию делом, непосредственным ежедневным занятием живописью.

Андрей Волков. Без названия. Диптих. 2016. Холст, смешанная техника. 50 × 36 (каждая).

Все работы, вошедшие в экспозицию выставки, написаны за последние восемь лет. Все — результат экспериментов с поверхностью, форматами, сочетанием масла и акрила, наблюдения за драматичной жизнью цвета и наслоение разнообразных следов, оставленных материей. Неслучайно среди важных ориентиров Андрей Волков называет выдающихся американских художников-абстракционистов — Барнета Ньюмана, Ада Рейнхгарда, Элсворта Келли.

Андрей Волков. Из серии NF #10. 2015. Бумага, масло. 64 × 45.

В прямоугольниках, овалах (авторский формат Андрея Волкова), кругах проступают фантастические видения с глубинами, феноменальными оптическими эффектами, глянцевые поверхности цепляют фигуры окружающего интерьера и звучат в пространстве.

Андрей Волков. Без названия. 2015. Холст, смешанная техника. 50 × 35.

 «Мне хочется «замедлить» зрителя», — говорит художник в интервью, опубликованном в каталоге. «Slow-art. В бесконечном потоке меняющихся визуальных образов, фотографий, прежде всего, ценность изображения девальвирована. Мне хочется, чтобы материальная плотность картины создавала своего рода гравитационный эффект, замедление, чтобы зритель ощущал собственное время».

Андрей Волков. CVK. 2016. Холст, масло. 200 × 160.

• Выставка «Андрей Волков. Сохранение времени» открыта до 27 августа 2018 года.