Русский авангард: из Витебска в Париж

Русский авангард: из Витебска в Париж

Центр Помпиду, главный музей современного искусства Франции, продолжает выражать любовь к русскому искусству. В честь столетия назначения Марка Шагала уполномоченным Коллегии по делам искусств Витебской губернии в Париже проходит масштабная выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич: русский авангард из Витебска (1918-1922)».

250 произведений знаковых фигур отечественного авангарда приехали из Третьяковской галереи, Русского музея, музея Стеделейка, МоМА, музея Людвига, музеев Витебска и Минска, собраний европейских и американских фондов и частных коллекционеров.

Помимо Марка Шагала, Эль Лисицкого и Казимира Малевича экспозицию составили имена преподавателей и выпускников Витебского народного художественного училища (ВНХУ): Николая Суетина, Лазаря Хидекеля, Веры Ермолаевой, Илья Чашника. Европейская публика может полюбоваться графикой Ивана Кудряшова, Ефима Рояка, Льва Юдина, моделью памятника Карлу Либкнехту Давида Якерсона, живописью Кандинского, Фалька и др.

«В Витебск я возвращаюсь накануне 1-й годовщины Октябрьской революции, — писал Шагал. — Я собрал всех маляров и мастеров по вывескам: вы станете на время моими учениками… Комиссары были недовольны, почему корова зеленая, а лошадь летает по небу? »

Эль Лисицкий. Proun 1 D. 1919. © Kunstmuseum Basel, Schenking aus der Sammlung Oskar und Annie Müller-Widmann, 1965.

Обучение во ВНХУ проходило в формате свободных мастерских, где каждый художник преподавал свой взгляд на искусство без общих методик и оглядки на руководство. «Последовал период лихорадочной художественной деятельности, превративший школу в революционную лабораторию», — говорит куратор выставки Ангела Лампе. Период был коротким. В 1920 Шагал покинул «свободные мастерские» из-за разногласий с Малевичем, а в 1922 году ВНХУ прекратило существование по причине нехватки средств. Малевич, Лисицкий и Ермолаева основали в Витебске Уновис («Утвердители нового искусства»), создали «проуны», поддержали Суетина, Хидекеля и других студентов, создавших первые супрематические композиции. 

Николай Суетин. «Витебск». 1920. Государственный Русский музей. © Adagp, Paris 2018

Chagall, Lissitzky, Malévitch : l'avant-garde russe à Vitebsk (1918-1922). Центр Жоржа Помпиду, Париж. С 28 марта по 16 июля

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва © Adagp, Paris 2018

После Парижа выставка переедет в Еврейский музей Нью-Йорка, где продолжится с 14 сентября по 2 января 2019 года.