Илья Кабаков: 100 работ и 10 фактов

Илья Кабаков: 100 работ и 10 фактов

Сто работ Ильи и Эмилии Кабаковых показывают в Главном штабе Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Масштабная ретроспектива с громким названием «В будущее возьмут не всех» собрана из художественных музеев и частных коллекций России, Европы и США.

Илья Кабаков — художник, родившийся в России (1933 г., Днепропетровск) , чьи произведения заняли место в коллекциях мировых музеев и среди топ-лотов аукционных продаж. Сегодня свои проекты он делает в соавторстве с  женой Эмилией Кабаковой (урожд. Леках, 1945 г.). Кабаковы живут в США на Лонг-Айленде.

Тотальная инсталляция — жанр, где произведением является не конкретный объект, а художественное пространство, придуманное и выстроенное. Тридцать лет художник-концептуалист Илья Кабаков, сначала один, а позже вместе с женой и соавтором Эмилией, рассказывает этим языком о советском быте и прошлом. Используя масштаб от комнаты до квартиры и даже здания.

Концептуализм Термин «московский концептуализм» появился в 1979 году. В журнале «А — Я» искусствовед Борис Гройс опубликовал статью, в которой формулировал суть направления. Для искусства этого времени важна была идея, которую можно передать с помощью фраз, схем, графиков, фотографий, чертежей. В Европе и США художники-концептуалисты стали популярны в конце 60-х.

Детгиз Кабаков — опытный известный иллюстратор детской литературы, на его книжках выросло не одно поколение советских детей. С 1955 по 1987 год он зарабатывал на жизнь иллюстрацией, много сотрудничал с издательством «Детгиз», журналами «Малыш», «Мурзилка» и «Веселые картинки».  В те же годы он создал свои замечательные графические серии, одна из самых известных  и качественных работ — серия альбомов «Десять персонажей».

Мистификация Герои тотальных инсталляций — вымышленные герои, но со всеми точными данными реальных людей: ФИО, датами рождения, предметным окружением. В фокусе оказывается важный феномен восприятия: люди больше доверяют тексту, чем своим глазам. В инсталляции «Случай в коридоре возле кухни» о произошедшем зритель узнает словно не из увиденного, а из рассказа некой гражданки «Ольги Яковлевны», которая фиксирует увиденное. Бюрократические опросники, анкеты, канцелярские таблицы являются метафорой маленького человека, попавшего в регламент государственной машины.

Щель Наблюдатель должен не столько свободно перемещаться по комнатам Кабакова, сколько подглядывать и подсматривать. Одна из первых тотальных инсталляций Кабакова — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985 г. «В потолке огромная дыра, из которой внутрь комнаты падает ослепительный свет. Попасть внутрь комнаты совершенно невозможно: перед зрителем стена из заколоченных наскоро досок, так что в комнату можно только смотреть сквозь щели и видеть лишь по частям то, что там происходит».

Кухня, шкаф, туалет  В Эрмитаже уже есть Зал Кабаковых, где представлены, в частности, две знаменитые инсталляции «Шкаф» и «Туалет». Советский быт — это неуютная атмосфера общей кухни, грязной, тесной, место конфликтов и ссор... Шкаф и туалет — единственные «частные» сакральные места, где советский человек может спрятаться от недружелюбного коммунального мира. Инсталляция «Жизнь в шкафу» говорит о персонаже, которой спрятался и наблюдал через щель, пока однажды не исчез. Другая работа «Туалет в углу» (замазанные краской двери туалета, из-за которых пробивается свет и слышатся песни), символизирует, наоборот, полное принятие советской власти. 

Мусор  символизирует советскую действительность: газеты, книги, плакаты, значки, коробки, посуда...  Это архив воспоминаний и, возможно, — вся культура. «Мусор у нас — это синоним самого существования, поскольку нет никакого смысла вообще что-либо расчищать и строить, если все превратится в мусор. Образ нашей жизни представляется мне огромной мусорной кучей, которую невозможно разгрести».

Мухи  Известный перформанс, заснятый на видео: Илья Кабаков в костюме мухи и Ян Фабр в костюме жука философствуют о «жизни насекомых». Муха для Кабакова — метафора полета, свободы и тайных возможностей незаметного «маленького человека». 

Крылья  Уходящая в небо лестница («Как встретить ангела»), упражнения («Как изменить самого себя») или крылья? Как встретить ангелов? «Следует надеть на себя крылья, побыть в полном бездействии и молчать пять-десять минут, после чего обратиться к своим обычным занятиям, не выходя из комнаты. Через два часа вновь повторить начальную паузу. После двух-трех недель ежедневных процедур воздействие белых крыльев все с большей силой начнет проявлять себя», — пишет Кабаков.

Красный вагон — этот дар Ильи и Эмилии Кабаковых музею стал частью постоянной экспозиции в Эрмитаже и своеобразной аллегорией нынешней выставки. Эссе «В будущее возьмут не всех» Кабаков написал в середине 80-х (впервые было опубликовано в журнале «А–Я»). Это высказывание о харизматичной роли Казимира Малевича, увлекшего за собой в будущее целое поколение русских художников, и воспоминание о своем личном опыте — о художественной школе, где детей с лучшей успеваемостью награждали поездкой в пионерский лагерь. Эссе завершается размышлением о том, что ровно так же в историю искусства записывают имена одних художников, а других предают забвению. «Если тебе повезет, то тебя возьмут в будущее и ты выставишься в Эрмитаже», — говорит Эмилия Кабакова.

 

Выставка стала результатом совместной работы Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Галереи Тейт при поддержке ФСК ЕЭС, группа «Россети». Кураторы — Дмитрий Озерков, Натела Тетруашвили; в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков. Выставку с аналогичным названием показали в 2017 году кураторы лондонской Тейт Модерн. После Эрмитажа ретроспектива отправится в Москву.

«В будущее возьмут не всех», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, до 29 июля