Художник Федор Семенов-Амурский: выставка в МАММ

Художник Федор Семенов-Амурский: выставка в МАММ

Выставка «Федор Семенов-Амурский. «В садах моего воображения»
открывается 20 декабря в Мультимедиа Арт Музее.

Директор и основатель МАММ Ольга Свиблова за двадцать лет вырастила замечательный музей-бренд, который известен знаковыми проектами, ориентирован на визуалов и западную визуальную культуру. Она не устает открывать публике имена, в том числе и имена соотечественников, достойных мировой славы. И добавляет, что 75% аудитории ее музея является молодежь.

Русский график и живописец Федор Семенов-Амурский учился во ВХУТЕМАС. Он был очарован французской живописью: художниками парижской школы. «Художник должен соединять мудрость Сезанна, эмоциональность Ван Гога и наивность Анри Руссо». Семенов-Амурский не смог принять «социалистического реализма», не шел на эстетические и содержательные компромиссы с советской властью, пассивно пребывая в союзе художников и зарабатывая на жизнь ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии. «Неужели у нас нет художников настоящих, которые могут обойтись без шаблона, без демагогии и без цензуры, которые живут человеческими чувствами, а не заповедями коммунистической религии?» — писал художник.

Семенов-Амурский выбрал жизнь в собственном мире, где царили его любимые французы: Сезанн, Ван Гог, Дени, Дюфи, Боннар... Свои размышления он доверял записным книжкам: рассуждал о технике живописи, о природе искусства, делал выписки из философских трудов. «Я люблю гулять в садах моего воображения... Чем возвышеннее художник, тем меньше у него зрителей», — говорил он.

Его первая скромная выставка состоялась в 1967 году в Институте физических проблем, благодаря усилиям Петра Капицы, вторая и последняя прижизненная — в 1976-м, в Центральном Доме работников искусств. Большую часть жизни художник провел в комнате в коммунальной квартире и писал на бумаге: она дешево стоила, не требовала подрамников и занимала минимум места. Жилищными условиями был обусловлен и небольшой формат работ — не более половины листа чертежной бумаги. Зрителями становились друзья и знакомые на домашних просмотрах с чаепитием и философскими беседами.

Сегодняшняя выставка стала возможна благодаря Игорю Шелковскому, художнику и издателю «А—Я», журнала о советском неофициальном искусстве, который выходил в Париже в 1979–1986 годах.

Они познакомились в 1954 году, в Пушкинском музее перед картиной Матисса, которого советская идеология считала художником-формалистом и потому держала в запасниках.  В 70-е вокруг Семенова-Амурского объединились такие «неофициальные» художники, как Павел Ионов, Иван Смирнов, Григорий Громов, Александр Максимов и «молодежь»: Дмитрий Пригов, Ростислав Лебедев, Борис Орлов. Игорь Шелковский организовал первые выставки Семенова-Амурского за рубежом в Париже (1988 и 1992) и  изготовил особые деревянные рамы, дизайн которых созвучен графическому стилю его учителя. Именно в таком оформлении работы представлены на выставке в МАММ.

«Ф. В. Семенов-Амурский — художник совершенно особенный и невероятно значимый для истории русского искусства ХХ века, художник, объединяющий в себе черты глубоко национальные и в то же время задающий мощный, активный интернационалистский вектор, ориентированный одновременно на Восток и Запад, — говорит искусствовед Саша Балашов. — Художник, всегда остающийся самим собой — высоким странным человеком из крошечной московской квартиры, уходящим на этюды в Донской монастырь и пишущим там красных быков и синих коней на фоне бесконечных сказочных райских садов и девственного леса. В моем представлении, это самая значительная выставка МАММ в уходящем 2017 году и она состоится благодаря настойчивым усилиям Игоря Шелковского. И еще один очень важный момент. 20 декабря день рождения Шелковского. И как много говорит то, что свой день рождения художник встречает выставкой, которой он отдает дань памяти своему учителю».

Выставка продлится с 21.12.2017 по 04.02.2018