Мастера Боль и Флинк: выставка голландской живописи

Мастера Боль и Флинк: выставка голландской живописи

Голландцы без устали варьируют темы выставок, посвященных «золотому веку» национальной живописи. Блокбастер нынешней осени — грандиозный проект, посвященный творчеству учеников Рембрандта Говерту Флинку (1615-1660) и Фердинанду Болю (1616-1680).

Выставка масштабная, поделена между двумя музеями. История двух живописцев начинается в Доме-музее Рембрандта, творчество зрелых мастеров, живописные полотна, гравюры и рисунки Боля и Флинка более позднего времени представлены в залах Городского музея Амстердама.

Г. Флинк. Автопортрет. 1640. Масло, доска. 59 x 47см. Кельн. Wallraf-Richartz-Museum (собственность частного коллекционера)

Около четырехсот лет назад молодые художники, погодки Говерт Флинк,  рожденный в Клеве, и Фердинанд Боль из Дордрехта, получив навыки живописного ремесла, отправились в Амстердам. Оба оказались в мастерской Рембрандта, который в то время был в зените своей славы. Выйдя из мастерской, оба стали преуспевающими мастерами, карьеры художников развивались благополучно, было время, когда современники ценили их творчество выше живописных достижений Рембрандта. Тем не менее, с XVIII  века все последующие годы, несмотря на то, что в собраниях крупнейших музеев и Боль, и Флинк представлены очень полно, оба мастера всегда терялись в тени своего выдающегося наставника.

Ф. Боль. Автопортрет, ок 1647. Масло, холст. 93 x 83.5 см. Частная коллекция.

Считалось, что Рембрандт сам владеет и научить умеет следующим вещам: композиции, моделировке, писать эмоции, а также мастерски передавать материалы и фактуры. И Боль, и Флинк выросли в выдающихся портретистов. Их живописные манеры можно научиться различать уже в Доме Рембрандта. Карнация (щеки, лбы, подбородки) у Боля написана так, будто лицо выровнено макияжем. У Флинка всегда видны поры, шероховатости и отечности — люди выглядят более естсественно. Боль пишет рты моделей чуть приоткрытыми, но губы вытянуты в линию, почти параллельно бровям. Флинк предпочитает свободно сомкнутые губы. Нетрудно догадаться, что выровненная кожа по портретах Боля больше нравилась заказчикам, но сегодня мы выше ценим живописные свойства портретов Флинка. Есть на выставке сюрприз для знатоков Рембрандта из российских музеев. В Доме Ребрандта представлена копия работы «Неверие апостола Фомы», сделанная Говертом Флинком с первой версии учителя, финальный вариант картины находится в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Внимательный зритель увидит, что Рембрандт добавил персонажей в левую группу апостолов.

Библейские сюжеты с вариантами, эпизоды римской истории, заказные портреты, типажные и групповые портреты, пейзажи — чем только ни занимались талантливые живописцы! В проекте собраны лучшие опусы мастеров из музеев Голландии, много неожиданных вещей из частных коллекций. Специально для этой выставки впервые на родину привезен из Лукки (Национальный музей палаццо Манси) шедевр Фердинанда Боля «Авраам приносит в жертву Исаака». Как всегда для создания экспозиции объединили усилия государственные и частные фонды, многие вещи были отреставрированы, уточнены датировки, аттрибуции, прояснены детали биографии обоих художников. Выставке предшествовала научная конференция, посвященная Рембрандту, Флинку и Болю, прошедшая в 2015 году в Великобритании в Сассексе. Доклады, зачитанные на этой конференции, стали фундаментом для разработки концепции выставки.

Ф. Боль. Портрет Фредерика Слюскена (1644-1710), 1652. Масло, холст. 170 x 150 см. Лондон, The National Gallery (собственность частного коллекционера).

Помимо посещения музейных  залов, посетителям выставки предлагается экскурсия по городу с подробным рассказом о местах, домах и собятиях, связанных с жизнью Флинка, Боля, самого Рембрандта и всей мастерской.

Г. Флинк. Спящий купидон 1655. Масло, холст на доске. 65.5 x 80 см. Частная коллекция.

Выставка «Фердинанд Боль и Говерт Флинк — ученики мастера Рембрандта»  проходит до 18 февраля 2018 года.