Абстрактный экспрессионизм: главные американские художники

Mid-century Modern — искусство, архитектура, дизайн середины прошлого века — увлекают финансистов и артлаверов. Этот тренд прочно ассоциируется с безграничной творческой энергией Нью-Йорка 1950-х.

Поллок, Ротко, де Кунинг, Клайн, Смит, Стилл, Митчелл, Рейнхардт, Гастон ... В «век тревожности», после второй мировой войны, в годы свободного джаза и нового расцвета поэзии  эти художники отошли от принятых конвенций и дали живописи новую силу. Их творчество сформировало беспрецедентный период в американском искусстве — абстрактный экспрессионизм. Движение людей рисующих быстро, широкими кистями, банками и ведрами разбрызгивающих краску ради полнейшего выявления эмоций.

Джэксон Поллок, Mural, 1943. Холст, масло. 243.21 x 603.25 см. The University of Iowa Museum of Art, дар Пэгги Гуггенхейм. © The Pollock-Krasner Foundation ARS, NY and DACS, Лондон 2016.
Ли Краснер, The Eye is the First Circle, 1960. Масло, холст. 235.6 x 487.4 cм. Robert Miller Gallery, Нью-Йорк. © ARS, NY and DACS, Лондон. 2016 Фото из частной коллекции, Robert Miller Gallery.

Большие размеры полотен, колористический хаос должны были выразить внутренний мир спонтанно, иррационально, показать свободу художника от контроля разума. Радикальные творения американских абстракционистов пересмотрели характер живописи и были предназначены не просто для эстетического любования, но как акт двухсторонних столкновений между художником и зрителем.

Марк Ротко, No. 4 (Желтый, черный, оранжевый и желтый), 1953. Масло, холст. 269.2 x 127 cм. Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк. © 1998 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko ARS, NY and DACS, Лондон, 2016.


«Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. И уже ничто не имеет значения». Марк Ротко

«Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Красочная жестикуляция Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, полосы Марка Ротко, Клиффорда Стилла и Барнетта Ньюмана называли тайным оружием ЦРУ в холодной войне. Действительно, американское правительство, фонды, музеи и меценаты, такие, как Нельсон Рокфеллер и Джулиус Флейшман, потратили немалые средства для того, чтобы «новая американская живопись» стала безусловным брендом.

Виллем де Кунинг. Женщина II, 1952. Масло, эмаль, уголь, холст. 149.9 x 109.3 cм. The Museum of Modern Art, Нью-Йорк. Дар Бланшетт Хукер Рокфеллер, 1995 © 2016 The Willem de Kooning Foundation / ARS, Нью-Йорк and DACS, Лондон 2016

Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. В прошлом году впервые с 1888 картина современного художника обогнала  живопись старых мастеров. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). В конце 2015 года миллиардер и основатель хедж-фонда Citadel Investment Group Кеннет Гриффин приобрел его у David Geffen Foundation за 300 миллионов долларов. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока «№ 17а» 1948 года.  За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция «№ 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Картина Джексона Поллока «№ 56» 1948 года ушла с торгов Sotheby's в 2006 году за 140 миллионов.

Джэксон Поллок, Мужское и женское, 1942-43. Масло, холст. 186.1 x 124.5 cм. Philadelphia Musuem of Art. Дар супругов H. Гейтс Ллойд, 1974 Фото Philadelphia Museum of Art © The Pollock-Krasner Foundation ARS, NY and DACS, Лондон 2015.

Главных американских художников Mid-century Modern показывают всю осень, вплоть до 2 января 2017 года в Лондоне, в залах Королевской Академии художеств. Экспозиция Abstract Expressionism создавалась при участи Музея Гуггенхайма в Бильбао. Основной ее эффект дают 15 работ Ротко, 18 — де Кунинга, 13 — Дэвида Смита и 12 картин Клиффорда Стилла.

Форанц Клайн, Vawdavitch, 1955. Масло, холст 158.1 x 204.9 cм. Собрание Museum of Contemporary Art Chicago. Дар Клэр B. Цейслер 1976. Фото Museum of Contemporary Art Chicago. Фотограф Joe Ziolkowski © ARS, NY and DACS, Лондон 2015.
Дэвид Смит, Blackburn, Song of an Irish Blacksmith, 1949-50. Сталь, бронза, мрамор (основание). 96.7 x 103.5 x 58 cм. Lehmbruck Museum, Duisberg © Estate of David Smith/DACS, Лондон/VAGA, Нью-Йорк 2016.
Роберт Мазервелл, Настенная живопись No III, 1953. Масло, холст. 137.1 x 184.5 cм. Частная коллекция. Courtesy Hauser & Wirth © Dedalus Foundation, Inc. /VAGA, NY/DACS, Лондон 2016.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой музея