Пэт Стейр (Pat Steir) в галерее Доминик Леви

Пэт Стейр (Pat Steir) в галерее Доминик Леви

Пэт Стейр — художница, которой удалось поженить восточную философию, абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

Прославилась Стейер в 70-х годах крупноформатной живописью и гигантскими  настенными рисунками. Ее фирменный стиль определила серия холстов «Водопады», которая выдвинула Пэт в первые ряды американской живописи конца 80-х годов.

Пэт Стейр родилась в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в 1940 году. Училась живописи, изучала философию в Бостонском университете. Широкую известность получила благодаря полотнам с розами. Пэт рисовала розовые соцветия и варьировала строки Шекспира «Что значит это имя? Роза пахнет розой. Хоть розой назови ее, хоть нет». И, конечно, стихотворное возражение Гертруды Стайн «Роза есть роза есть роза». «Мне хотелось разрушить отношение к изображению, как к символу, — говорит художница. — Для чего? Чтобы сделать изображение символом символа».

В какой-то момент ее творчество подходило совсем близко к поискам Сола Левитта, спустя некоторое время ее работы звучали в унисон с работами Джона Кейджа. Но Пэт Стейр всегда стремилась найти свой собственный путь, и живописный, и теоретический. Она всегда признавала, что на нее сильно влияли концептуализм, французская философия и Восток. Все вместе это подвигло ее к созданию инсталляций размером с комнату. 

П. Стейр. А Vanitas of Style, The Brueghel Series. 1982-1984. Х., м. 64 холста.

В конце 70-х она активно путешествовала и подолгу жила в Европе, где ее охотно выставляли сразу несколько галерей. Вернувшись в 1988 году в Нью-Йорк, Пэт экспериментировала, выливая и разбрызгивая на холсте жидкую белую краску. Процесс был похож на то, как создавал свои картины Джексон Поллок. Было время, когда Пэт Стейр была сильно увлечена даосизмом и буддизмом. Ее работы необыкновенно эффектно балансировали между фигуративной живописью и абстракцией. Кроме того, художница на несколько лет погрузилась в изучение  японской и китайской живописи, и этот опыт оставил особый след в ее живописных экспериментах.  

П. Стейр. Waterfall teeth. Х., м. 1990.

Творчеством Пэт Стейер вплотную занялась одна из лучших американских галерей, предприятие Доминик Леви (Dominique Lévy Gallery). Леви была чрезвычайно успешным директором аукционного дома Сhristie's, в течение семи лет трудилась в знаменитой галерее L&M Arts бок о бок с влиятельным дилером Робертом Мнухиным. В январе 2013-го она открыла собственную галерею на Мэдисон-авеню, где продает работы художников, с которыми ее связывает многолетняя дружба. В числе фаворитов Доминик — Пол Маккартни, Уго Рондиноне, Нан Голдин, Синди Шерман. И конечно, сама Пэт Стейр. 

«За пять десятилетий творческой деятельности Пэт Стейр просвещенная в современном искусстве публика получила принципиально новое ощущение пространства и  новый тип восприятия реальности», — говорит галеристка Доминик Леви.

В июне Dominique Lévy Gallery покажет  большое полотно Пэт Стейр из серии «Водопады» на своем стенде галереи на ярмарке Art Basel. Большая персональная выставка планируется в Лондоне в сентябре 2016 года.