Жан Люрса (Jean Lurçat): роскошные гобелены ХХ века

Жан Люрса (Jean Lurçat): роскошные гобелены ХХ века

В Париже вспоминают творчество Жана Люрса (Jean Lurçat). Большую выставку «Жан Люрса. С первым лучом солнца» показывают в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти художника. Экспозицию в Галерее Гобеленов (Galerie des Gobelins) разрабатывал Жан-Мишель Вильмотт, известный французский архитектор и дизайнер, имеющий большую клиентуру в современной России.

Жан-Мари Огюст Люрса (1892-1966) — керамист, художник по текстилю, поэт, иллюстратор. Вошел в историю прежде всего как реформатор шпалерного искусства. Заказчиками его роскошных гобеленов были лучшие архитекторы и декораторы своего времени, например, Андре и Пьер Шарро. Кроме того, Люрса — человек, друживший с полсотней знаменитостей ХХ века (с нео-кубистами, сюрреалистами, художниками и писателями-революционерами, Райнером Марий Рильке, Гийомом Апполинером, Максом Жакобом, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Пьером Сегерсом), человек, не устоявший перед магнетизмом советской пропаганды.

Жан Люрса начал свою карьеру с занятий живописью в Школе изящных искусств в Нанси. В том же 2012 году переехал в Париж, где продолжил образование в Школе изящных искусств и академии Коларосси. В его наследии более 1500 работ, выполненных маслом, гуашью, акварелью. На выставке представлено около 40 станковых произведений: живопись 1930-х годов, которая пользуется успехом у европейских коллекционеров. Задетый кризисом 1929 года, Люрса разочаровался в станковой живописи. Занялся монументальными росписями, искусством, которое, как ему казалось, обращено к обществу. Среди важный источников вдохновения мастера — путешествия и средневековые французские шпалеры. Люрса объездил полмира, в разные годы посетил Испанию, Италию, Грецию, Турцию, Марокко, Среднюю Азию и США.

Гобелен «Весна» из серии «Времена года» 1946. Atelier Tabard. Мануфактура Обюссона.
Ширма из четырех гобеленов, 1927 г.

 В 30-е годы Люрса действительно удалось воскресить интерес к шпалерному искусству и восстановить былую славу мануфактуры Обюссона. В  начале 30-х  мадам Кюттоли, жена вице-президента французского сената, обратилась к известным художникам с предложением создать эскизы для изготовления шпалер мастерскими в Обюссоне. Руо, Матисс, Брак, Дюфи, Леже, Пикассо, Дерен откликнулись на предложение. Почти все они, так или иначе, предлагали воспроизводить живописные полотна в технике шпалеры. И только Люрса и Куто попытались проанализировать визуальные характеристики шпалер и выработать новые принципы картонов. Только они создавали экскизы с учетом специфики материала. С 1932 года по приглашению директора Мануфактуры в Бове Люрса начинает работать на предприятии и реставрирует старинные гобелены, получает первые официальные государственные заказы.

Художник Жан Люрса.

Что нельзя пропустить на выставке в Париже? Гобелен Le Vin de Beaune, сделанный для старинного дворца герцогов бургундских, который впервые привезен из Бона в Париж. Невероятно эффектны два больших гобелена «Рим» и «Париж», который мастер сделал специально для интерьеров Посольства Франции в Риме. Среди хитов выставки — серия «Времена года», заказ, который художник получил от государства. Довоенные гобелены, сотканные на фабрике Gobelins и после войны подаренные королеве Нидерландов, ширма и диван, обитый тканями, произведенными на мануфактуре в Бове, картоны для ковров мануфактуры Савонери — все это свидетельства зрелости и индивидуального стиля художника.

Гобелен «Париж» для Посольства Франции в Риме. 1958-1960.
Гобелен «Рим», Посольство Франции в Риме, 1958-1960 гг.
Гобелен «Сопротивление», 1954 г. Atelier Picaud, Atelier Goubely, мануфактура Обюссона.
Фрагмент гобелена «Сопротивление», 1954, Atelier Picaud, Atelier Goubely, мануфактура Обюссона.

Еще одно важное обстоятельство. На выставке впервые удалось собрать предметы мебели и текстиль, которые Люрса проектировал и рисовал для интерьеров посольства Франции в России в 1937 году. Эти вещи никогда не были смонтированы из-за разразившейся войны, и весь декор предполагаемого посольства разошелся по разным домам и собраниям. Вообще отношения Люрса с Советской Россией —  особый сюжет, неоднократно описанный российскими искусствоведами. В 1928 году  он участвовал в выставке «Современное французское искусство» в Москве. В этом же году мастер подарил Государственному музею нового западного искусства (ГМНЗИ) несколько своих произведений. В 1934 году в Москве состоялась его персональная выставка. Люрса также посетил Харьков и Ленинград. В 1935 году Люрса даже cлужил секретарем изосекции общества «Новая Россия». В его функции входила организация выставки французских художников в Москве.

Жан-Мишелю Вильмотту удалось создать великолепную сценографию. Дизайн вдохновлен декором виллы Сера, домом-мастерской, построенной для Жана Люрса его братом, архитектором Андре Люрса. Выставка выстроена в хронологическом порядке: от мольберта до искусства гобеленов. 

В парижской Галерее гобеленов (Galerie des Gobelins, 42, avenue des Gobelins) проводятся временные тематические выставки, посвященные истории и развитию этого вида декоративно-прикладного искусства. Находится Галерея в здании фабрики братьев Гобелен, открытой в 1601 году — место не самое туристическое, но весьма интересное для знатоков и любителей интерьера.

Организаторы выставки: Jean Lurçat (1892-1966) Au seul bruit du soleil: Mobiler National совместно с Фондом Жана и Симоны Люрса (La Fondation Jean et Simone Lurçat) и Академии изящных искусств. До 18 сентября 2016 года.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами выставки