Ай Вэйвэй: беженцы, Лесбос и спасательный плот

Ай Вэйвэй: беженцы, Лесбос и спасательный плот

Ай Вэйвэй выставляется в Национальной галерее в Праге. «Пекинский Энди Уорхол» Ай Вэйвэй (Ai Weiwei р. 1957) — самый известный современный китайский художник. Фотограф и блоггер он сконцентрирован на главных современных конфликтах. Его сила — в масштабе. Проблема будет глобальной, средства выражения — музейного уровня. Сегодня Вэйвэй не мог оставить без внимания кризис беженцев.

Инсталляция в Выставочном дворце (на главной площадке Национальной галереи) называется Law of the Journey. Надувная 70-метровая лодка, 258 безликих надувных фигур... Хотя новое монументальное творение Ай Вэйвэя так же легко, как воздух, объект его высказывания тяжелый.

Ай Вэйвэй сам является беженцем, и в последние годы полностью переключил свое внимание на тему перемещенных лиц. В 2015 году он завернул колонны берлинского концертного зала Konzerthaus в сотни ярких оранжевых жилетов. В его активе есть работы «Флаги», которые напоминают золотые и серебряные теплозащитные одеяла — их раздают переселенцам по прибытии на греческий остров Лесбос (здесь Ай Вэйвэй прожил несколько месяцев), а один из флагов воспроизводит силуэт утонувшего сирийского ребенка. Ай Вэйвэй работает над фильмом «Человеческий поток», который будет представлен позже в этом году.

«Кризис беженцев — кризис человечности... В отношении к мигрантам мы потеряли наши самые базовые ценности», — говорит Вэйвэй. «В наше время неопределенности мы нуждаемся в большей терпимости, сострадании и доверии друг к другу. Иначе человечество столкнется с еще большим кризисом».

Выставка Law of the Journey. Национальная галерея в Праге до 7 января 2018.