Московский модерн в музее архитектуры

Московский модерн в музее архитектуры
Иван Рерберг, Вячеслав Олтаржевский, Мариан Перетяткович. Здание Северного Страхового общества. Конкурсный проект. Перспектива. 1909 – 1912.

В Музее архитектуры им. А.В.Щусева началась главная выставка летнего сезона. Она посвящена русскому модерну, самому любимому архитектурному стилю москвичей.

Ар-нуво, югендштиль, сецессион, либерти, тиффани — чувственный фантазийный стиль, который в России стал именоватся модерном, был в моде на рубеже веков. Он захватил буквально все европейские страны. Мастера модерна строгой геометрии предпочитали плавные природные линии, а новые строительные технологии и материалы (бетон) позволяли экспериментировать с декором. Архитектурные элементы фасадов и интерьеров — окна, лестницы и двери — стали принимать причудливые формы. Их украшали ирисы, чертополохи, вьюны и водоросли, фигуры животных и птиц. На фасадах появилась плитка и мозаика.

Илларион Иванов-Шиц. Эскиз декоративного панно для вестибюля купеческого клуба. 1907–1909.

В Петербург и Москву модерн пришел с заметным опозданием (на пять-шесть лет), когда купцы и промышленники принялись строить доходные дома, вокзалы, магазины и частные особняки, следуя нарядному и актуальному L’art nouveau.

Федор Шехтель. Особняк Степана Рябушинского. Эскиз интерьера столовой. 1900-1901.

«…В них нет ничего, кроме слепого подражания внешним формам произведений Западной Европы, и зачастую притом непонятых. То видишь вдруг исковерканного Вагнера, то Ритта, то Ольбриха; в металлических решетках — то Орта, то Ван де Вельде…» — возмущался критик Алышков. Рождение нового стиля критика приветствовала упреками в пошлости и сиюминутности. Недоверие вызывали очевидный индивидуализм, строительство здания как результат индивидуального творческого акта.

Федор Шехтель. Особняк Рябушинского, 1903.

Начало формирования архитектурного языка модерна положили несколько архитекторов — бельгийцы Виктор Орта и Анри Ван де Вельде, шотландец Чарльз Макинтош. Их идеи подхватили француз Эктор Гимар, немец Петер Беренс, австрийцы Отто Вагнер, Йозеф-Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман. Русские зодчие следовали их находкам, щедро тиражированным в печтаной продукции того времени: альбомах и журналах.

И если в Европе модерн просуществовал 20-25 лет, то в Москве всего пятнадцать — с 1898 по 1912. После Первой мировой войны он уступил место практичному и рациональному модернизму.

Леонид Веснин. Особняк Тарасова в Москве. Эскиз фасада. 1910.

Выставка под названием «Эпоха модерна» подготовлена куратором Анной Кистановой на основе обширной коллекции Музея архитектуры и занимает все три этажа главного дома усадьбы Талызиных.

Николай Благовещенский. Художественный электротеатр. 1912. Эскиз фасада.

Московская школа представлена в лице Федора Шехтеля, братьев Весниных, Валентина Дубовского, Иллариона Иванова-Шица и Романа Клейна. Чертежи и рисунки зданий, в т.ч. ГУМа, макет конструкции купола в храме Христа Спасителя архитектора Константина Тона, первая московская работа Шехтеля (нынешний Дом приемов МИДа), проекты внутреннего убранства, предметы интерьера...

Федор Шехтель. Особняк Дерожинской. Эскиз фасада. 1901.

Главный зал выставки — это зал француза Эктора Гимара, автора знаковых арок парижского метро. Гимар представлен листами из «Замок Беранже», альбома о первой постройке, сделавшей его знаменитым. На них — чертежи многоквартирного доходного дома, мало похожего на замок, фотографии фасадов и интерьеров, детали оформления.

Федор Шехтель. Кабинет в особняке А.В. Морозова, 1896.
Федор Шехтель. Эскиз обивки кресел для особняка А.И. Дерожинской, 1901–1902.

• «Эпоха модерна», Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва. До 8 сентября.