Открытие Les Halles: золотая крыша над «чревом Парижа»

Открытие Les Halles: золотая крыша над «чревом Парижа»

Патрик Берже (Patrick Berger) и Жак Анзиутти (Jacques Anziutti) завершили строительство грандиозного проекта. Многофункциональный торговый комплекс Les Halles (Ле-Аль) реконструирован и предстал перед парижанами в новом головном уборе — его накрыли золотой крышей. Работы продолжались пять лет, а их стоимость, по некоторым оценкам, превышает миллиард евро.

Расположенный в самом центре французской столицы Les Halles занимает территорию в 10 гектаров. Гигантский навес накрыл центральную часть комплекса — La Canopée (в переводе с французского — «верхушка леса») представляет собой изогнутую полупрозрачную крышу. У архитектора Патрика Берже возникла идея сделать ее из 18 000 стеклянных пластин, которые, подобно густой листве, защищают пространство от солнца и дождя, но пропускают воздух.

«Я представил себе место в центре города, которое засажено лесом, — рассказывает архитектор Патрик Берже. — Пассажиры, поднимаясь из метро наверх, всегда будут видеть свет. Бежевый цвет стекла обеспечит солнечный эффект, работающий даже при типичном для Парижа сером небе».

Под навесом расположились кинотеатр, бассейн, медиатека, студии для любителей музыки и центр La Place, посвященный культуре хип-хопа. Два крыла разместились вокруг внутреннего двора — нового сердца Ле-Аль, здесь будут проходит концерты, которые можно послушать, сидя за столиком в ресторане. Есть прекрасный выбор — брассери Champeaux Алана Дюкасса, чей интерьер спроектировала команда Cigüe, шесть модных друзей-архитекторов, авторов бутиков Isabel Marant в Токио и шоу-рума Celine в Париже. Или кафе-библиотека ZA, созданное самим Филиппом Старком.

В подземной части находится торговый центр и важнейший транспортный узел Chatelet, соединяющий 5 веток метро и 3 линии RER — пригородных поездов.

Золотой навес накрывает комплекс les Halles на высоте 14 метров.

Ле-Аль — легенда Парижа. Квартал, который Эмиль Золя метко назвал «чревом Парижа», находится в двух шагах от Центра Помпиду, от Лувра и берега Сены. С XII века вплоть до 1970-х  годов здесь располагался главный городской рынок. Настоящим шедевром архитектуры XIX века стали его ажурные павильоны, возведенные по проекту Виктора Бальтара. Сегодня сохранились только два фрагмента невероятных металлических конструкций архитектора —  один из них можно увидеть в местечке Ножан-сюр-Марн, а другой обрел второй дом в Японии.

Павильоны рынка Les Halles. 1863 г. Архитектор Виктор Бальтар (Victor Baltard). Cтроительство продолжалось с 1853 по 1870 гг.

Перенос рынка из «чрева Парижа» в пригородный Ранжис в первых числах марта 1969 года историки сравнивают с военной операцией. Свыше 30 000 человек, 1000 предприятий, 5000 тонн продуктов, 1500 грузовиков (нагруженных сырами, овощами, фруктами, мясными тушами, рыбой, цветами...) двинулись в одном направлении, на юг от Парижа.

Снос центрального парижского рынка Ле-Аль.

В 70-е годы, на месте павильонов Бальтара, парижан долгое время раздражал огромный котлован из-за строительства подземных линий метро. В 1979 г. возник Forum Les Halles, построенный над станциями по проекту архитекторов Клода Васкони и Жоржа Панкрича. Наверху — парк, внизу — торгово-развлекательный комплекс (торговля, кафе, кинотеатры, спортивные залы, парковки и даже бассейн с пляжем). Подземные «улицы» были спроектированы архитектором русского происхождения П. Шеметовым. В 1986 году Луи Аретч добавил наверху торгового комплекса так называемые сады. А Жак Ширак заказал «прогрессивному» дизайнеру Жану Виллервалю железные «козырьки» (1983 г.), укрепленные над главным спуском в недра Форума. Нелепые навесы парижане окрестили «зонтиками Ширака». К этому можно добавить нелестную славу социально неблагополучного места, которую Ле-Аль заслужил в 2000-е годы. 

Форум Les Halles. Таким его можно было увидеть еще в 2010 году.

Конструкции 1970-80-х пошли под снос в 2011 году. Выбор нового проекта стал предметом горячих споров. В конце концов победил «навес» La Canopée архитекторов Берже и Анзуитти, дополненный садом, разработанным урбанистом Давидом Манженом.

Сооружение с золотой крышей La Canopée размером больше двух футбольных полей должно сделать Ле-Аль новым символом Парижа. «Фараоновский», как язвят французские журналисты, бюджет, выросший в пять раз за время строительства, также способствует вниманию, прикованному к судьбе обновленного пространства.