Emerging Ecologys: архитектура и экология в MoMA

Cambridge Seven Associates (США, основано в 1962 г.). Павильон тропического леса Цурухама, Осака, Япония. Проект. 1993–95. Чертеж разреза, показывающий подземные уровни и тропы на уровне леса. 1994–95.

Выставка Института Эмилио Амбаса в Музее современного искусства (MoMA) — о защите окружающей среды в архитектуре США. Кураторы ищут концепции новой экологии в опыте прошлого века. Шоу названо Emerging Ecologys: Architecture and the Rise of Environmentism и посвящено реализованным и нереализованным проектам архитекторов, работавших в США с 1930-х годов по 1990-е годы с акцентом на решение экологических проблем.


По теме: Studio MA: городской сад будущего

Это первая выставка, созданная Институтом совместного изучения искусственной и природной среды Эмилио Амбаса, который появился в MoMA в 2020 г. Амбас, предшественник «зеленой архитектуры», считал, что прагматизм в архитектуре должен быть второстепенным, ведь ее цель — вызывать у нас эмоции. Активно работавший с 1970-х годов, он до сих пор поражает своим новаторским мышлением. «Каждое здание — это вторжение в царство растений и вызов природе: мы должны разработать архитектуру, которая станет воплощением примирительного договора между природой и строительством. Мы должны проектировать здания, неразрывно связанные с окружающей средой, чтобы их нельзя было распутать» — утверждал Амбас.

Эмилио Амбас (р. 1943). Международный зал префектуры, Фукуока, Япония. 1990. Фото: Хироми Ватанабе.

Институт изучает способы примирить архитектуру и природу, понять их взаимодействие, чтобы стимулировать глобальное обсуждение необходимости «зеленого видения» искусственной среды. Зрители увидят 150 американских работ, посвященных изучению взаимосвязи между архитектурой и экологическим движением в Соединенных Штатах с конца XX века. По данным музея, эти проекты предвосхищали, вдохновляли или способствовали решению экологических проблем. Ретроспектива проектов шести десятилетий обращается к прошлому, чтобы предложить решения для будущего. Модели, фотографии, диаграммы, эскизы и другие архивные материалы иллюстрируют эти смелые антиутопические проекты, которые иногда предвосхищали нынешний рост экологической осведомленности и поднимали темы загрязнения, истощения природных ресурсов, защиты биоразнообразия.

Центр ACROS в Фукуоке. Фото: Хироми Ватанабе.

Широкий спектр работ в MoMA посвящен пионерам экологической устойчивости, включая Фрэнка Ллойда Райта, Джеймса Уайнса, Ричарда Бакминстера Фуллера, Беверли Уиллиса. Сам Амбас вместе с другими профессионалами — Мае-линг Локко, Жанной Ган, Мередит Гальо и другими — помогает понять, как эти проекты могут способствовать пониманию роли архитектуры в смягчении последствий изменения климата.

Центр ACROS в Фукуоке. Фото: Emilio Ambasz & Associates.

В центре экспозиции — знаменитый центр ACROS Амбаса в Фукуоке, Япония. Это здание площадью 100 000 кв. метров было построено 25 лет назад и до сих пор символизирует архитектурный симбиоз с природой. Здесь развивается концепция «зеленый против серого»: в комплексе 14 террасных садов, бассейны, водные пути и панорамный бельведер на крыше. Во время открытия в Центре было представлено 76 различных видов цветов и 37 000 растений. Сейчас зеленая пирамида может похвастать уже 120 разновидностями цветов и популяцией из 50 000 растений.

Центр ACROS. Фото: Emilio Ambasz & Associates.

Архитектор этим проектом ставит под сомнение идею о том, что города предназначены для зданий, а пригороды — для парков. Амбас демонстрирует, как городские центры могут комбинировать зеленые насаждения и новые постройки. Кроме того, центр ACROS способствует снижению эффекта теплового острова, энергопотребления и выбросов углекислого газа. Интерьер включает в себя многоцелевые зоны, в том числе выставочный зал, музей, театр, конференц-залы, офисы и коммерческие помещения, что делает его достопримечательностью для жителей и туристов. Комплекс оказал влияние на известных архитекторов, от Ренцо Пьяно и Жана Нувеля до Тадао Андо, которые высоко оценили его экологическое измерение.

Emerging Ecologys: Architecture and the Rise of Environmentism. С 17 сентября 2023-го по 20 января 2024.

Дон Дэвис (1952 г.р.). Стэнфордский тор, вид изнутри. 1975. Картон, акрил, 17 × 22 дюйма (43,1 × 55,9 см). По заказу НАСА для Ричарда Д. Джонсона и Чарльза Холброу, ред., «Космические поселения: исследование дизайна».

Юджин Цсуй (р. 1954). «Вентурус», ветряное жилище для мистера и миссис Питер Кук, Виктория, Британская Колумбия, Канада. Проект 1982 г. Фасад и разрез входного тоннеля.

Неизвестный художник. «Климатрон зимой — Сад Шоу — Сент-Луис». 1960. Открытка. Архив ботанического сада Миссури.

Анна Халприн (1920–2021), Лоуренс Халприн (1916–2009). Семинары «Эксперименты в окружающей среде», 1966–71. Sea Ranch Driftwood Village Rebuilt, Си Ранчо, Калифорния. 1968. Пенсильванский университет.

Глен Смолл (р.1937). Биоморфная биосфера. Проект, 1969–82. Рисунок летающего дома. 1973. Бумага, тушь, акварель, 16 × 20 дюймов (40,6×50,8 см). Коллекция Глен Смолл.

Элеонора Рэймонд и Мария Телкес в Dover Sun House. 1948. Высшая школа дизайна Гарвардского университета. Библиотека Фрэнсис Леб.

Марш протеста против свалки печатных плат в Афтоне, округ Уоррен, Северная Каролина. Getty Images, Bettmann Archive. Фото: Otto Ludwig Bettmann

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит